49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Мухина М.П.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Мухина М.П. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Мухина М.П. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Мухина М.П. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Мухина М.П. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- организации обучающихся в процессе проведения занятий физической культурой и спортом разных организационных форм;
- сущность технологического подхода в учебном процессе по физической культуре и спорту;
- проводить разные формы занятий физической культурой и спортом в соответствии с предъявляемыми требованиями в системе образования;
ции
1.Составление алгоритма обучения двигательному действию. Проведение фрагмента занятия.
2.Составление программы развития специального физического качества. Проведение фрагмента занятия.
3.Составление модели образовательной подсистемы по физической культуре системы общего образования.
4.Составление модели образовательной подсистемы по физической культуре и спорту системы дополнительного образования.
5.Составление программы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Описание шкал и процедур оценивания
1. Устные ответы на занятиях, сообщения:
5 баллов (высокий уровень):
-уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
-анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем;
-уверенно владеет понятийным аппаратом;
-уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
4 балла (средний уровень):
-в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
-дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
-владеет понятийным аппаратом.
3 балла (ниже среднего уровень):
-в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем;
-проявил неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
-не смог ответить на дополнительные вопросы.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил, или не дал ответа на дополнительный вопрос;
-отказался отвечать на вопросы.
5 баллов (высокий уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
4 балла (средний уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
3 балла (ниже среднего уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;
-соблюдена терминология.
3. Проведение фрагмента занятия:
5 баллов (высокий уровень):
-правильно сформулированы задачи занятия;
-правильно подобраны формы организации обучающихся в процессе выполнения физических упражнений;
-применяемые средства и методы физической культуры и спорта адекватны поставленным задачам, соответствуют возрасту и уровню подготовленности обучающихся, обеспечивают соблюдение техники безопасности; соблюдена терминология.
4 балла (средний уровень):
-правильно сформулированы задачи занятия;
-правильно подобраны формы организации обучающихся в процессе выполнения физических упражнений;
-применяемые средства и методы физической культуры и спорта в целом адекватны поставленным задачам, частично соответствуют возрасту и уровню подготовленности обучающихся, обеспечивают соблюдение техники безопасности; соблюдена терминология.
3 балла (ниже среднего уровень):
-правильно сформулированы задачи занятия;
-формы организации обучающихся частично соответствуют условиям выполнения физических упражнений; применяемые средства и методы физической культуры и спор-та частично соответствуют поставленным задачам, возрасту и уровню подготовленности обучающихся, частично обеспечивают соблюдение техники безопасности; частично соблюдена терминология.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-задачи занятия сформулированы не конкретно;
-формы организации обучающихся частично соответствуют условиям выполнения физических упражнений; выбранные средства и методы не соответствуют поставленным задачам, возрасту и уровню подготовленности обучающихся;
-не соблюдена терминология.
4. Составление модели образовательной подсистемы по физической культуре системы образования:
5 баллов (высокий уровень):
-модель: развернутая, аргументированная, логически выстроенная; ответы: четкие на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (уровень, ступень образования);
-обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.
4 балла (средний уровень):
-модель: содержит все элементы, аргументированная; ответы на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (уровень, ступень образования);
-обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
3 балла (ниже среднего уровень):
-модель содержит основные элементы;
-ответы на поставленные вопросы без соотнесения со спецификой деятельности образовательных организаций;
-обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи;
-при ответе наблюдается нарушение логики изложения.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-обучающийся не может составить модель.
5. Составление программы:
9-10 баллов (высокий уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
7-8 баллов (средний уровень):
-информационный блок содержит информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
5-6 баллов (ниже среднего уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
Менее 5 баллов (низкий уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;
-соблюдена терминология.
6. Доклад, ответы на вопросы:
9-10 баллов (высокий уровень):
-тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; -докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории;
-доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.
7-8 баллов (средний уровень):
-тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; -докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории;
-доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.
5-6 баллов (ниже среднего уровень):
-тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину;
-докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории;
-доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления.
Менее 5 баллов (низкий уровень):
-тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину;
-докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории;
-презентация отсутствует.
7. Мультимедийные презентации:
5 баллов (высокий уровень):
-лаконичность, логичность и последовательность представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки привлекают внимание;
-один слайд содержит не более трех фактов, выводов, определений;
-использованы разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами;
-вся презентация оформлена в едином стиле.
4 балла (средний уровень):
-лаконичность, логичность и последовательность представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки привлекают внимание;
-один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений;
-использован один вид слайдов (только текст);
-вся презентация оформлена в едином стиле.
-нет лаконичности, логичности и последовательности представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки привлекают внимание;
-один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений;
-использован один вид слайдов (только текст);
-вся презентация оформлена в едином стиле.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-нет лаконичности, логичности и последовательности представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки не привлекают внимание;
-один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений;
-использован один вид слайдов (только текст);
-вся презентация оформлена в едином стиле.
8. Дополнительные баллы:
0-20 баллов:
-успешное освоение дисциплины;
-активность на семинарских занятиях;
-своевременное выполнение заданий;
-оригинальность сценария;
-разнообразное содержание документов планирования.
Экзамен осуществляется по билетам в виде собеседования по теоретическому вопросу и выполнения практического задания.
Вопросы к экзамену:
1. Технология: понятие, классификация.
2. Технологический подход: понятие, Структура, содержание.
2. Характеристика технологий обучения в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
3. Содержание и направленность технологического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
4. Особенности реализации деятельностного подхода в физкультурном образовании.
5. Особенности реализации компететностного подхода в физкультурном образовании.
6. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в физкультурном образовании.
7. Характеристика понятий «модель», «моделирование», «система», «система организации», «система управления процессом», «перспективно-прогностический подход».
8. Содержание и направленность перспективно-прогностического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
9. Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту.
10. Методологическая основа образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе общего образования.
11. Методологическая основа образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования.
12. Структура и направленность образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе общего и дополнительного образования.
13. Структура и направленность образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования.
14. Модель организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
15. Модель организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
16. Модели управления видами подготовки.
17. Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
18. Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
19. Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
20. Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в
21. Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
22. Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
Критерии оценки на экзамене:
1. Собеседование по теоретическому вопросу:
Уровни Количество Показатели выполнения
усвоения баллов
Высокий 18-20 - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том
числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы,
обнаруживает свое видение решения проблем;
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы
Средний 15-16 - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том
числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений),
но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
- владеет понятийным аппаратом.
Ниже 11-14 - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала,
среднего содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-
правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать
выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов
и т.п.;
- не смог ответить на дополнительные вопросы.
Низкий ниже 11 - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил
его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
- отказался отвечать на вопросы.
2. Практическое задание:
Уровни Количество Показатели выполнения
усвоения баллов
Высокий 18-20 - дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задании, излагает материал в
логической последовательности аргументирует практические рекомендации по коррекции
образовательного и тренировочного процесса.
Средний 15-16 - дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы,
поставленные в задании, нарушает логику изложения материала; приводит практические
рекомендации по коррекции образовательного и тренировочного процесса.
Ниже 11-14 - допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы задания; при ответе наблюдается
среднего нарушение логики изложения; приводит практические рекомендации общего характера без
привязки к образовательному и тренировочному процессу.
Низкий ниже 11 - не может выполнить задание.
Соответствие 100-бальной шкалы БРС пятибальной шкале на экзамене:
неудовлетворительно - 60 и менее
удовлетворительно - 61-72
хорошо - 73-86
отлично - 87-100
Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов
Текущий контроль
-устные ответы на семинарах 5 2*3-5=6-10
-составление алгоритма обучения двигательному действию 5 3-5
-составление программы развития специального физического качества 5 3-5
-проведение фрагмента занятия 5 2*3-5=6-10
-составление модели образовательной подсистемы по физической культуре
системы общего образования
-составление модели образовательной подсистемы по физической культуре 5 3-5
и спорту системы дополнительного образования
-составление мультимедийной презентации 5 2*3-5=6-10
-составление программы исследования эффективности образовательного 10 5-10
процесса по физической культуре и спорту
-дополнительные баллы 5 0-20
Итого: 40-60
Промежуточная аттестация (экзамен):
собеседование по теоретическому вопросу 20 11-20
выполнение практического задания 20 11-20
Всего 61-100