2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2021_plx_Туризм
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Туризм
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.05.01.05
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
44
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурно-спортивное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22
22
22
22
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
44
44
44
44
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Гинжул Е.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
PhD, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Туризм
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  11.05.2021 0:00:00 протокол № 19
 
Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Кравчук Т.А.

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 5

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2023 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2022 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель освоения дисциплины - поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Футбол
2.1.3
Легкая атлетика
2.1.4
Прикладное многоборье
2.1.5
Подвижные игры
2.1.6
Стритбол
2.1.7
Оздоровительное плавание
2.1.8
Плавание
2.1.9
Физическая культура и спорт
2.1.10
Мини футбол
2.1.11
Футбол
2.1.12
Легкая атлетика
2.1.13
Прикладное многоборье
2.1.14
Подвижные игры
2.1.15
Стритбол
2.1.16
Оздоровительное плавание
2.1.17
Плавание
2.1.18
Подвижные игры
2.1.19
Стритбол
2.1.20
Мини футбол
2.1.21
Футбол
2.1.22
Аэробика
2.1.23
Легкая атлетика
2.1.24
Прикладное многоборье
2.1.25
Фитнес-технологии
2.1.26
Плавание
2.1.27
Прикладное плавание
2.1.28
Подвижные игры
2.1.29
Стритбол
2.1.30
Мини футбол
2.1.31
Футбол
2.1.32
Аэробика
2.1.33
Легкая атлетика
2.1.34
Прикладное многоборье
2.1.35
Фитнес-технологии
2.1.36
Плавание
2.1.37
Прикладное плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Силовая гимнастика
2.2.3
Силовые виды спорта
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Силовая гимнастика
2.2.6
Силовые виды спорта
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
 
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Характеристика спортивного туризма как вида спорта.
0
 
1.1
Характеристика спортивного туризма как вида спорта.

Теория и методика  проведения занятий по спортивному туризму.

/Пр/

2
7
Нормативно-правовые, научно-методические и организационные основы спортивного туризма. Типы, виды и формы туризма. Методика построения учебно-тренировочных и рекреационно-оздоровительных занятий в микро- и макро- циклах, изучаются особенности планирования объема и интенсивности нагрузки, выявляется технология под-бора средств и методов в различных климато-географических зонах.
0
 
1.2
Характеристика спортивного туризма как вида спорта. /Ср/
4
7
Написать реферат на тему «Характеристика избранного вида спортивного туризма»
0
 
 
Раздел 2. Содержание разделов и видов подготовки в спортивном туризме.
0
 
2.1
Проведение занятий по физической подготовке. /Пр/
2
7
Физические качества в туризме. Методика развития физических качеств в раз-личных видах туризма.Значение и задачи физической подготовки (общей и специальной). Методы и средства, применяемые в физической подготовке (общей и специальной). Характеристика основных физических качеств. 
0
 
2.2
Проведение занятий по тактической и технической подготовке. /Пр/
2
7
Понятие и классификация техники спортивного туризма. Технические приемы в спортивном туризме. Техника выполнения основных технических приёмов. Структура технического приёма. Формирование двигательного навыка. Методы обучения. Ошибки и методика их исправления. Классификация, основные понятия тактики. Задачи, методы обучения тактике.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
 
2.3
Организация процесса психологической подготовки.

/Пр/

2
7
Понятие психологической подготовки в туризме. Элементы психологической подготовки в спортивном туризме. Значение психологической подготовки для повышения спортивного мастерства. Особенности межличностных отношений в команде. 
0
 
2.4
Организация процесса интегральной подготовки

/Пр/

2
7
Понятие и значение интегральной подготовки в спортивном туризме. Объем интегральной подготовки на различных этапах многолетнего тренировочного цикла.
0
 
 
Раздел 3. Правила проведения и организация соревнований по спортивному туризму.
0
 
3.1
Оформление соревновательной документации. /Пр/
2
7
Рассматриваются правила проведения соревнований по спортивному туризму («маршруты», «дистанции»). Организация и проведение соревнований. Регламенты проведения соревнований по видам туризма. Планирование соревнований, положение о соревновании. Регламенты проведения соревнований по различным группам туристских дисциплин.
0
 
 
Раздел 4. Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному туризму
0
 
4.1
Перспективное планирование тренировочного процесса по спортивному туризму.

/Пр/

2
7
Структура многолетнего тренировочного процесса. Структура годичного тренировочного цикла в спортивном туризме. Рассматриваются особенности проведения занятий по спортивному туризму у детей дошкольного и школьного возраста, молодежи и взрослого населения.
0
 
4.2
Документационное обеспечение оперативного планирования тренировочных занятий по спортивному туризму.

/Пр/

2
7
Годичный тренировочный план. Конспект тренировочного занятия по спортивному туризму.
0
 
4.3
Методическое обеспечение организации и прове-дения занятий по спортивному туризму /Ср/
4
7
Разработать годичный тренировочный план для секции по спортивному туризму (контингент по выбору обучающегося)
0
 
4.4
Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному туризму /Ср/
6
7
Разработать 5 конспектов тренировочных занятий по спортивному туризму
0
 
 
Раздел 5. Организация и проведение мероприятий по спортивному туризму в рекреационно-оздоровительных целях
0
 
5.1
Технология организации и проведения соревнований по спортивному туризму.

/Пр/

2
7
Подготовка соревновательной документации. Постановка и планирование дистанций по спортивному туризму. Техника прохождения этапов в спортивном туризме.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
 
5.2
Технология организации и проведения спортивных туристских походов.

/Пр/

2
7
Планирование и разработка маршрута. Оформление заявочно-маршрутной документации. Комплектование и предпоходная подготовка туристской группы.
0
 
5.3
Обеспечение безопасности при проведении массовых спортивно туристских мероприятий.

/Пр/

2
7
Техника безопасности в спортивном туризме. Аварийные ситуации и способы действий при их возникновении. Первая помощь в походе.
0
 
5.4
Организация и проведение мероприятий по спортивному туризму в рекреационно-оздоровительных целях /Ср/
4
7
Разработать проект рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному туризму. Подготовить презентацию для защиты проекта.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
(план-конспект и тренировочная программа)

Каждая самостоятельная работа и выполнение практического задания оценивается по 6 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 6, минимальный 0.

Каждое дополнительное задание (реферат, доклад, тестовое задание) оценивается по 7 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 7, минимальный 0.

Уровни

усвоения Количество

баллов за 1 часть контрольной

работы Показатели выполнения

Высокий 6 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подго-товки соответствуют задачам тренировочного заня-тия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спор-тивная квалификация; соблюдена терминология спортивного туризма; методика подготовки орга-нично сочетаются с методами спортивной трени-ровки во всех частях занятия.

Средний 4-5 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подго-товки соответствуют задачам тренировочного заня-тия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спор-тивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной програм-мы).

Ниже среднего 2-3 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подго-товки соответствуют задачам тренировочного заня-тия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика вида спор-та, контингент занимающихся, их спортивная ква-лификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех ча-стях занятия (тренировочной программы).

Низкий 0- 1 Правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы туристской под-готовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Шкала оценивания  проекта рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному туризму

Уровни усвоения Количество

баллов за 1 часть контрольной

работы Показатели выполнения

Высокий 6 Проект детально разработан и оформление соответ-ствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует туристско-рекреационной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.

Средний 4-5 Проект детально разработан и оформление соот-ветствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует туристско-рекреационной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Не просчитано время на проведение частей мероприятия.

Ниже сред-него 2-3 Проект детально разработан и оформление соот-ветствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует ту-ристско-рекреационной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.

Низкий 0- 1 Проект детально разработан и оформление соот-ветствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует ту-ристско-рекреационной направленности. Не проду-мана программа мероприятия, или не разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Неверно просчитано время на проведение частей мероприятия.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
 

Шкала оценивания дополнительных заданий (реферат)

Уровни

усвоения Количество

баллов за 1 часть контрольной

работы Показатели выполнения

Высокий 6-7 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаменталь-ная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат пред-ставляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствую-щими выводами; в реферате имеются ссылки на дейстующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Средний 4-5 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаменталь-ная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат пред-ставляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствую-щими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на дейстующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Ниже сред-него 2-3 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточ-но фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (мо-нографии, статьи в сборниках и периодической пе-чати); реферат представляет собой изложение одно-го из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на дейстующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Низкий 0- 1 Оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написа-нии реферата было изучено недостаточно фунда-ментальная литература и современные исследова-ния научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); рефе-рат представляет собой изложение одного из взгля-дов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на дей-стующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме ре-ферата)

 
5.2. Промежуточная аттестация
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выполнение самостоятельной работы 6*3=18

Выполнение практических заданий по проведению части/полной тренировки по спортивному туризму 6*3=18

Дополнительные баллы за 100% посещаемость занятий 10

Дополнительные баллы за дополнительные виды заданий 7*2=14

Итого 60 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Вострокнутов А. Л., Супрун В. Н., Шевченко Г. В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: учеб. для приклад. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.2
Куприна Л. Е.
Технология разработки туристских маршрутов: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. "Туризм"
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/83280
 
Л1.3
Рубис Л. Г.
Спортивный туризм: учебник
Саратов: Ай Пи ЭР Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/72816
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Константинов Ю. С.
Детско-юношеский туризм: учеб. пособие для академ. бакалариата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.2
Федотов Ю. Н., Шеманаев В. К., Скачков Ю. А.
Моделирование нагрузочных характеристик в практике спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие для вузов по направлениям  - "Физ. культура" : в 2 ч.
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
0
 
Л2.3
Константинов Ю. С., Зорина Г. И., Маслов А. Г.
Организация и проведение туристских походов с учащимися: учеб-метод. пособие
М.: Сов. спорт [и др.], 2011
1
http://www.iprbookshop.ru/14286
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; : 
 
Э2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; : 
 
Э3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза. : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office
6.3.1.2
досту к информационной образовательной среде ФГБОУ ВО СибГУФК
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Зал туризма: скальный тренажер – 1, страховочные системы – 40, страховочные устройства – 10, веревки основные (динамические) – 6, веревки основные статические – 10, карабины – 30, зажимы (типа «жумар») – 1, репшнур – 20.
7.2
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1.
7.4
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
7.5
7.6
Для самостоятельной работы обучающихся:
7.7
Зал туризма: скальный тренажер – 1, страховочные системы – 40, страховочные устройства – 10, веревки основные (динамические) – 6, веревки основные статические – 10, карабины – 30, зажимы (типа «жумар») – 1, репшнур – 20.
7.8
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.9
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1.
7.10
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики