МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Русский язык и культура речи
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд. филол. наук, доцент, Елкина М.В.;ст.преп., Слепцова Т.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 24.01.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» состоит в изучении современных тенденций русского литературного языка и культуры речи, развитии и совершенствовании навыков делового и педагогического общения, подготовки разных видов текстов в соответствии со стилевыми и жанровыми особенностями, коммуникативным заданием и ситуацией общения.
Особое внимание в процессе изучения дисциплины уделено анализу единиц языка и речи, а также написанию текстов, тематика которых связана с физкультурно-спортивной отраслью, олимпийской проблематикой, популяризацией здорового образа жизни.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Английский язык для волонтеров
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1: Знает:
- основы делового общения, способствующие развитию культуры, общества и личности;
УК-4.2: Знает:
- основные понятия и терминологию на русском и иностранном языках в области физической культуры и спорта, образования, сферы профессиональной деятельности в соответствии с направленностью ОПОП;
УК-4.3: Умеет:
- выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации);
- обобщать изложенные в тексте факты, делать выводы по прочитанному тексту;
УК-4.5: Имеет опыт:
- публичной речи (монологическое высказывание по профессиональной тематике: сообщение, доклад, диалогическое высказывание, дискуссия);
- аргументированного изложения свих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Русский язык и культура речи на современном этапе развития
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Понятие о современном русском литературном языке (СРЛЯ). /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Понятие о современном русском литературном языке (СРЛЯ). Структурные и коммуникативные аспекты языка. Культурно-исторические аспекты становления и развития русского языка. Русский язык как способ существования и сохранения национальной культуры. Структурные и коммуникативные свойства языка. Русский язык как знаковая система передачи информации. Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия. Формы существования национального русского языка. Русский язык конца XX – начала XXI вв.: тенденции функционирования, перспективы развития. Русский язык и культура речи: аспекты взаимодействия.
Понятие о современном русском литературном языке (СРЛЯ). /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Структурные и коммуникативные аспекты языка. Культурно-исторические аспекты становления и развития русского языка. Русский язык как способ существования и сохранения национальной культуры. Структурные и коммуникативные свойства языка. Русский язык как знаковая система передачи информации. Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия. Формы существования национального русского языка. Русский язык конца XX – начала XXI вв.: тенденции функционирования, перспективы развития.
Понятие о соверменном русском языке /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Анализ лексики СРЛЯ с точки зрения происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса.
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка
Культура речи как раздел языкознания. /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Язык и речь. Речь и мышление. Качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность. Факторы, определяющие развитие и совершенствование речи носителя русского языка. Виды речевой деятельности. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета. Речевой этикет и национальная культура.
Нормы современного русского литературного языка /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
. Понятие о норме языка. Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктуационные, словообразовательные, лексические, грамматические.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Речь и мышление. Виды речевой деятельности. Качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность. Факторы, определяющие развитие и совершенствование речи носителя русского языка. Речевой этикет и национальная культура.
Нормы современного русского литературного языка. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Понятие о норме языка. Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктуационные, словообразовательные, лексические, грамматические. Анализ речевых ошибок. Анализ единиц языка. Анализ и конструирование текстов.
Конструирование текстов физкультурно-спортивной тематики. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Подготовка эссе по темам: «Физическая культура и спорт: тенденции и перспективы развития», «Здоровый образ жизни», «Проблемы века», «Роль физической культуры и спорта в российском обществе»). Анализ речевых ошибок
Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктационные, словообразовательные, лексические, грамматические. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.5
Анализ речевых ошибок. Анализ единиц языка. Анализ и конструирование текстов.
Раздел 3. Стили современного русского литературного языка
Стили современного русского литературного языка (книжные, разговорный). /Лек/
Функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Взаимодействие функциональных стилей. Язык художественной литературы. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Специфика научного стиля. /Пр/
Подстили и жанры научного стиля. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов.
Специфика официально-делового стиля. /Пр/
Подстили и жанры официально-делового стиля. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов.
Специфика публицистического стиля. /Пр/
Подстили и жанры публицистического стиля. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов.
Специфика разговорно-обиходного стиля. /Пр/
Специфика общения в социальных сетях. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов. Написание текстов, относящихся к разным типам речи: повествование, описание, рассуждение.
Специфика стиля художественной литературы. /Пр/
Чтение и анализ текстов художественных произведений русских и зарубежных классиков. Написание текстов, относящихся к разным типам речи: повествование, описание, рассуждение.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах научного стиля. /Ср/
Написание текста научно-популярного подстиля.
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах официально-делового стиля. /Ср/
Написание текстов официально-делового характера (заявления, докладной записки, автобиографии, резюме, доверенности и др.)
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах публицистического стиля. /Ср/
Написание текстов публицистического стиля (материал агитационно-пропагандистского характера по теме «ФКиС»)
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах разговорно-обиходного стиля. /Ср/
Написание текстов разговорно-обиходного стиля
Написание текстов, относящихся к разным типам речи: повествование, описание, рассуждение.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В течение семестра необходимо принять участие в 4 устных опросах, подготовить 3 доклада / сообщения, презентацию, написать 7 текстов различных типов и стилей на заданную тематику (задания и темы перечисленных работ, шкалы по их оцениванию представлены в Приложении).
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточного контроля является зачет. Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Опрос 3 3х4=12
Доклад, сообщение 10 10х3=30
Написание текстов 5 5х7=35
Презентация 23 23х1=23
Итого 100
Итого - 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бегаева Е. Н., Бойко Е. А., Михайлова Е. В., Шарохина Е. В.
Русский язык и культура речи: учеб. пососбие
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81082
Деловые коммуникации: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2019
https://www.iprbookshop.ru/80614
6.1.2. Дополнительная литература
Гойхман О. Я., Надеина Т. М.
Речевая коммуникация: учеб. для студентов вузов
Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/81799
Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : http:/lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : http:/moodle.sibgufk.ru
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Официальный сайт вуза : http:/ sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (htpp:/elibrary.ru)
- Академия Google (htpp:/scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя,мультимедиапроектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к.2, 407 к.2, 502 к.2, 602 к.2, 102 к.4, 305 к.4, 312 к.4, 222 к.5, 229 к.5, 422 к.5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ