2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2017_plx_Русский язык и культура речи
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Русский язык и культура речи
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2017.plx

44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)"

_________________________Арбузин И.А.
Б1.Б.06
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
4
2
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
10
8
10
Кoнтактная рабoта
8
10
8
10
Сам. работа
96
94
96
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2017.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Слепцова Татьяна Васильевнв;канд. филол. наук, доц., Елкина Мария Владимировна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
_________________
 
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 26.03.2021 г.  № 8

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Ю. В. Ворожко

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2017.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ю. В. Ворожко ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ю. В. Ворожко ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ю. В. Ворожко _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ю. В. Ворожко _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2017.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» состоит в изучении современных тенденций русского литературного языка и культуры речи, развитии  и совершенствовании навыков делового и педагогического общения, подготовки разных видов текстов в соответствии со стилевыми и жанровыми особенностями, коммуникативным заданием и ситуацией общения.
1.2
Особое внимание в процессе изучения дисциплины уделено анализу единиц языка и речи, а также написанию текстов, тематика которых связана с физкультурно-спортивной отраслью, олимпийской проблематикой, популяризацией здорового образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы профессиональной речи
2.2.2
Управление коммуникациями в профессиональной деятельности педагога
2.2.3
Межкультурные коммуникации на иностранном языке
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Управление коммуникациями в профессиональной деятельности педагога
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОК-4: Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
ОПК-5: Владение основами профессиональной этики и речевой культуры
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Русский язык на современном этапе развития
0
 
1.1
Структурные и коммуникативные свойства языка  /Лек/
2
ОК-4 ОПК-5
1
Язык как знаковая система передачи информации. Полифункциональность языка. Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия. Формы существования национального русского языка. Русский язык конца XX  – начала XXI вв.: тенденции функционирования, перспективы развития.
0
 
1.2
Письменная коммуникация на русском языке /Ср/
20
ОК-4 ОПК-5
1
Написание эссе (размышления на одну из  тем: «Физическая культура и спорт: тенденции и перспективы развития», «Здоровый образ жизни», «Проблемы века»)
0
 
 
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка
0
 
2.1
Правильность как качество грамотной речи (нормативный аспект) /Лек/
2
ОК-4 ОПК-5
1
Правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность как основные характеристики грамотной речи. Этические нормы речевой культуры., определяющие формирование речевого этикета. Понятие о норме языка. Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктуационные, словообразовательные, лексические, грамматические.
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2017.plx
 
2.2
тические нормы речевой культуры (речевой этикет)  /Пр/
2
ОК-4 ОПК-5
1
Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета. Речевой этикет и национальная культура. Анализ единиц языка. Анализ и конструирование текстов.
0
 
2.3
Реализация лексической нормы в коммуникативных качествах речи (коммуникативный аспект)  /Пр/
2
ОК-4 ОПК-5
1
Точность как качество грамотной речи. Логичность и чистота речи.  Выразительность и богатство языка. Факторы, определяющие развитие и совершенствование речи носителя русского языка.
0
 
2.4
Нормы современного русского языка /Ср/
34
ОК-4 ОПК-5
1
Тесты по каждому виду норм
0
 
 
Раздел 3. Стили современного русского литературного языка
0
 
3.1
Типы речевых ситуаций и разновидности русского языка  /Пр/
2
ОК-4 ОПК-5
1
Устная и письменная формы русского литературного языка. Функциональные стили литературного языка.
0
 
3.2
Стилевое разнообразие языка /Ср/
40
ОК-4 ОПК-5
1
Написание реферата на одну из предложенных тем
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Опрос

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос (вопросы), показана совокупность осознанных  знаний грамматики и лексики, проявляющаяся в свободном построении английского предложения, Студент демонстрирует глубокие и прочные знания материала по заданным вопросам, исчерпывающе и последовательно, грамотно и логически стройно его излагает - 2 балла

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос (вопросы), показана совокупность осознанных знаний; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений. Студент твердо знает материал по заданным вопросам, грамотно и последовательно его излагает, но допускает несущественные лексико-грамматические неточности. -1,5 балла

Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос (вопросы). Студент владеет знаниями только по основному материалу, но не знает отдельных деталей и особенностей, допускает лексико-грамматические ошибки и испытывает затруднения с формулировкой английского предложения. - 1 балл

Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены 3-4 лексико-грамматических ошибки. Студент знает только отдельные моменты, относящиеся к заданным вопросам, слабо владеет понятийным аппаратом, нарушает последовательность в изложении материала.- 0,5 балла

Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками лексико-грамматическими ошибками. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы темы - 0 балла

Контрольная работа

Уровень знаний и умений обучающегося оценивается индивидуально в зависимости от вида задания и полноты ответа от 18-1 баллов

Реферат (доклад)

Написание реферата по заданной тематике оценивается индивидуально: учитывается грамотность и содержание текстов от 7 до 1 балла

Слайд-презентация

а) Презентация содержит собственные данные, позволяющие сделать выводы. Слайды содержат рисунки, фотографии, схемы, фрагменты таблиц. При использовании не своей информации обязательны сноски на источники информации. Лаконичность, логичность и последовательность представления информации - 12-11 баллов

б) Презентация иллюстрирует доклад, частично его дублирует. Презентация не содержит собственных данных. При использовании не своей информации отсутствуют сноски на источники информации. Слайды последовательны, но содержат слишком много развернутой информации - 10-8 баллов

в) Презентация иллюстрирует доклад, частично его дублирует. Презентация не содержит собственных данных. При использовании не своей информации отсутствуют сноски на источники информации. Слайды последовательны, но содержат слишком много развернутой информации и 3-4 грамматические или стилистические ошибки - 7-4 баллов

 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2017.plx
 
г) Презентация иллюстрирует доклад, дублируя его. Презентация не содержит собственных данных. При использовании не своей информации отсутствуют сноски на источники информации. Слайды непоследовательны,  содержат слишком много развернутой информации и более 4 грамматических или стилистических ошибки - 3-2 балла.

Шкала оценивания проекта

а) Высокий - Актуальность работы обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Соблюдена логическая последовательность поставленных задач, ресурсы и сроки адекватны поставленным задачам. Созданный проект решает поставленную проблему; проект соответствует изначально заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик обоснованы. Данный проект оригинален и не имеет полных аналогов. Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы - 29-20 баллов.

б) Средний - Актуальность работы частично обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Возможны незначительные ошибки. Логическая последовательность поставленных задач имеет недочёты. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно обоснованы. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован. Презентация в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно - 19-10 баллов.

в) Ниже среднего - Актуальность работы не обоснована. Автор использовал неоптимальные методы. Не знаком со всем спектром методов в сфере проектирования. Логическая последовательность поставленных задач имеет недочёты, ресурсы и сроки не полностью адекватны поставленным задачам. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно обоснованы. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован. Презентация не в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно - 9-2 балла

г) Низкий - Актуальность работы не обоснована. Автор не имеет представления о существующих методах в сфере проектирования. Планирование отсутствует или имеет логические несоответствия, сроки и ресурсы неадекватны поставленным задачам. Созданный проект вовсе не решает поставленную проблему; не соответствует ключевым характеристикам. Проект не оригинален, полностью копирует уже существующие проекты. Презентация отсутствует; не отражает сущность проекта; ответы на вопросы отсутствуют - 1-0 баллов

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточного  контроля является зачет.  Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устные ответы на семинарах, опрос 2 балла максимальное количество баллов - 12 (2х6)

Доклад                                          7                                                  7    - 7 (7х1)

Презентации                                  12                                              24    - 24 (12х2)

Контрольная работа                          18                                                 18    -  18

Итого - 61 баллов       

дополнительные баллы:

Поощрительные баллы за работу в течение сессии: 10х1=10

Проектная деятельность / проект 29х1=29

Итого: 61+39=100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Бегаева Е. Н., Бойко Е. А., Михайлова Е. В., Шарохина Е. В.
Русский язык и культура речи: учеб. пососбие
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81082
 
Л1.2
Короткий С. В.
Деловые коммуникации: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/80614
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Рот Ю., Коптельцева Г.
Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учеб.-метод. пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/81799
 
Л2.2
Белая Е. Н.
Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие
Москва: ФОРУМ, 2011
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2017.plx
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики