МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.п.н., Гунжул Е.В. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 12.05.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г.
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 25.05.2023 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Печеневская Н.Г. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
«Теория и методика обучения базовым видам спорта: «Гимнастика» - создать представление о теоретических основах использования «Теории и методики обучения базовым видам спорта: Гимнастика» как вида физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и компетентности студента, полученные на уроках физической культуры в рамках общего среднего образования
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.11: Умеет:
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; требований дополнительного образования;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
ПК-1.7: Знает:
- теоретические основы управления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры и спорта;
- теоретические и методические основы базовых видов спорта школьной программы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, подсобных помещений к ним, других мест проведения занятий;
- закономерности и условия достижения спортивных результатов в процессе состязаний;
ПК-2: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности
ПК-2.1: Знает:
- историю и современное состояние базовых видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта), их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
- методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в сфере спортивной подготовки и сфере образования;
- методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта, а также контроль и оценку технической и физической подготовленности занимающихся;
- правила судейства и организацию соревнований в базовых видах спорта
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
ПК-2.3: Умеет:
- использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач;
- контролировать и оценивать качество выполнения упражнений занимающимися в базовых видах спорта и определять ошибки в технике;
- нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности обучающихся
ПК-2.4: ИИмеет опыт:
- проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта;
- участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) по базовым видам спорта
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: Знает:
- методики обучения технике двигательных действий и развития физических качеств средствами базовых видов спорта;
УК-7.3: Знает:
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;
УК-7.4: Умеет:
- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности
- проводить занятия по общей физической подготовке
- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений
- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;
УК-7.5: Имеет опыт:
- владения техникой основных двигательных действий базовых видов спорта на уровне выполнения контрольных нормативов;
- самоконтроля и анализа своего физического состояния, физической подготовленности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Гимнастика в системе физического воспитания. Обеспечение техники безопасности на занятиях гимнастикой
Гимнастика в системе физического воспитания. /Ср/
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи гимнастики. Методические особенности гимнастики. Классификация видов гимнастики. Оздоровительные, образовательно-развивающие, спортивные виды гимнастики
Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой /Ср/
Причины травматизма и способы его предупреждения. Требования к местам занятий гимнастикой и соревнований по гимнастике.
Раздел 2. Строевые упражнения
Строевые упражнения /Лек/
Назначение строевых упражнений. Основные термины строевых упражнений. Классификация строевых упражнений. Методика проведения строевых упражнений
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Строевые упражнения
тема 1,2 /Пр/
Построение в одну шеренгу. Строевые приемы: "РАВНЯЙСЬ!", "ВОЛЬНО!", "СМИРНО!", "РАЗОЙДИСЬ!"; повороты на месте: "Нале-ВО!", "Напра-ВО!", "Кру-ГОМ!"; расчет: "По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!", "На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!", «По три (четыре) – РАССЧИТАЙСЬ!».
Рапорт дежурного. Ходьба на месте. Остановка группы. Перестроение уступом из шеренги
Передвижение в обход, по условным точкам зала (центр, середины сторон, углы), по диагонали. Выполнить в парах, группах. Перестроение из одной шеренги в две
Строевые упражнения тема 3,4 /Пр/
Передвижение в обход, изменение длины и частоты шагов (переход с ходьбы на бег и обратно); разновидности передвижений.
передвижение противоходом, «змейкой», по кругу
Строевые упражнения тема 5,6 /Пр/
Ходьба с места; повороты в движении, команда «ПРЯМО!»;
перестроение поворотом в движении, размыкание приставными шагами
Строевые упражнения тема 7 /Пр/
перестроение дроблением и сведением, разведением и слиянием; размыкание по Уставу.
Подготовка к сдаче по темам строевых упражнений
Раздел 3. Общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения /Лек/
Характеристика ОРУ. Классификация ОРУ. Требования к составлению комплекса ОРУ. Основные термины ОРУ. Методика проведения комплекса ОРУ
Методика проведения и составление конспекта ОРУ раздельным способом /Пр/
Правила составления комплекса, условия. Последовательность упражнений, команды при проведении комплекса.
Методика составления и проведение комплекса ОРУ с набивными мячами /Пр/
Хваты мяча, основные и промежуточные положения с мячом, классификация упражнений. Методика составления комплекса. Методика проведения комплекса ОРУ с мячом раздельным способом
ОРУ с гимнастическими палками /Пр/
Хваты, положение с палкой: горизонтальные, вертикальны, наклонные. Классификация упражнений.
Методика составления и проведения комплекса ОРУ
ОРУ на, у, с гимнастической скамейкой /Пр/
Расположение скамеек, положение занимающихся у скамейки, на скамейке, со скамейкой.
Классификация упражнений. Методика составления и проведения комплекса ОРУ на, у, со скамейкой.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Исходные положения. Методика составления и проведения комплекса ОРУ в парах.
ОРУ проходным способом /Пр/
Методика проведения и составление комплекса ОРУ проходным способом.
ОРУ поточным способом /Пр/
Методика составления и проведения комплекса ОРУ поточным способом
Общеразвивающие упражнения /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ с предметами (мяч, палка, скамейка, пары)и без, разными способами проведения.
Подготовка проведения фрагментов комплексов ОРУ с предметами и без раздельным способом.
Общеразвивающие упражнения /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ с предметами (пары)и без, разными способами проведения (проходной, поточный).
Подготовка проведения фрагментов комплексов ОРУ с предметами и без, различными способами проведения.
Раздел 4. Гимнастическая терминология
Лекция № 3 «Терминология гимнастических упражнений» /Лек/
Значение гимнастической терминологии. Краткая история создания терминологии. Основные требования гимнастической терминологии. Классификация и способы образования гимнастических терминов.
Правила гимнастической терминологии. Формы записи гимнастических упражнений
Терминология общеразвивающих упражнений с предметами (мячи, палки, скамейки) /Пр/
Проведение комплексов упражнений с предметами. Используя гимнастическую терминологию
Терминология общеразвивающих упражнений с предметами, в парах (стенка, пары) /Пр/
Проведение комплексов ОРУ с использованием терминологии на гимнастической стенке, в парах
Сформировать знания по гимнастической терминологии. Подготовка конспектов комплексов ОРУ+ /Ср/
Сдать конспекты комплексов ОРУ без предмета и с предметами, в парах, пройти тест по гимнастической терминологии.
Раздел 5. Техника гимнастических упражнений
Лекция № 4 «Техника гимнастических упражнений» /Лек/
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в её основе. Силовые и динамические характеристики движения гимнастов. Статические упражнения. Динамические упражнения. Вращательные движения. Маховые упражнения. Основные механизмы выполнения гимнастических упражнений
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Основы техники гимнастических упражнений (акробатических, опорного прыжка) /Пр/
Освоение техники выполнения опорного прыжка (согнув ноги, ноги врозь, вскок в упор присев и соскок прогнувшись, прыжок углом с косого разбега, прыжок боком), акробатических упражнений (группировка, перекаты, кувырки, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, колесо)
Техника выполнения элементов на брусьях, перекладине, бревне, вольных упражнений. /Пр/
Освоение техники выполнения упражнений на гимнастических снарядах: перекладине, брусьях, бревне, вольных упражнениях
Техника гимнастических упражнений (акробатика, опорный прыжок) /Ср/
Описание техники в конспектах основной части занятия. Знание законов сохранения количества движения, закона момента количества движения, проявление этих законов при выполнении гимнастических элементов
Техника гимнастических элементов на брусьях. перекладине, бревне, вольных упражнений /Ср/
Описание техники в конспектах основной части занятия. Знание законов сохранения количества движения, закона момента количества движения, проявление этих законов при выполнении гимнастических элементов
Раздел 6. Организация и проведение занятий по гимнастике
Организация и проведение занятий по гимнастике /Пр/
ПК-2.4 УК-7.4 УК-7.5 ПК-1.11
Проведение подготовительной и основной частей занятий по гимнастике относительно возраста и физической подготовленности занимающихся, поставленных образовательных задач
Организация и проведение занятий по гимнастике /Ср/
Подготовка конспектов фрагментов занятий по гимнастике, согласно гимнастической терминологии, методике обучения гимнастическим упражнениям
Раздел 7. Методика обучения гимнастическим упражнениям
Лекция № 5 «Методика обучения гимнастическим упражнениям» /Лек/
Этапы обучения гимнастическим упражнениям. Методы и приёмы обучения гимнастическим упражнениям. Методика исправления ошибок
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Пр/
Проведение обучения гимнастическим элементам. Используя вспомогательные упражнения: подготовительные, подводящие, имитационные.
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Ср/
Подготовка и написание конспекта фрагмента основной части занятия по гимнастике по индивидуальным заданиям
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля:
1. Проведение строевых упражнений.
2. Разработка комплекса ОРУ.
3. Проведение комплекса ОРУ.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
4. Выполнение акробатической комбинации, вольных упражнений и на снарядах спортивной гимнастики (девушки - на брусьях разной высоты, бревне, опорный прыжок; мужчины - на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок).
5. Подготовка презентации.
6. Осуществление страховки и помощи.
7. Разработка конспекта подготовительной и основной части занятия по гимнастике.
8. Проведение подготовительной, основной части занятия по гимнастике.
9.Тестирование.
5.2. Промежуточная аттестация
Форма промежуточной аттестации зачет во втором семестре.
Зачет выставляется обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе освоения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Проведение строевых упражнений 7*3=21 балл.
2. Разработка комплекса ОРУ 5*3=15 баллов.
3. Проведение комплекса ОРУ 5*3=15 баллов.
4. Выполнение акробатической комбинации, вольных упражнений и на снарядах спортивной гимнастики (девушки - на брусьях разной высоты, бревне, опорный прыжок; мужчины - на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок). Баллы за 5 видов многоборья суммируются и выставляется сумма баллов. Экспертная оценка по правилам соревнований спортивной гимнастики переводится в балльно–рейтинговую систему оценки:
45-50 баллов соответствуют 8-10 баллов БРС высокий уровень;
40-44 соответствуют 5-7 б средний уровень;
37-39 соответствуют 3 б ниже среднего;
36 и менее -0 баллов низкий уровень.
5. Подготовка презентации – 4 балла.
6. Осуществление страховки и помощи – 8 баллов.
7. Разработка конспекта подготовительной и основной части занятия по гимнастике - 10 баллов.
8. Проведение подготовительной, основной части занятия по гимнастике -10 баллов.
9. Тестирование – 7 баллов.
Текущий контроль – 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Поваляева Г. В., Сыромятникова О. Г.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: учеб.- метод. пособие для студентов физкульт. вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Методика обучения физической культуре. Гимнастика: учеб. пособие для сред. проф. образования
под общ. ред. В. М. Миронова
Гимнастика. Методика преподавания: учеб. для студентов вузов по специальностям физ. культуры, спорта и туризма
Минск [и др.]: Новое знание [и др.], 2016
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
под общ. ред. Ж. В. Никулиной ; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта
Теория и методика обучения базовым видам спорта: лекции для обучающихся по основной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.01 "Физическая культура": учеб.-метод. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2019
https://lib.rucont.ru/efd/714071
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
5. elibrary.ru - научная электронная библиотека
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Спортивный зал гимнастики Учебная доска, стол и стул для преподавателя,
Оборудование: набивные мячи - 30, гимнастические палки - 40, скамейки -8, гантели – 28 пар, резиновые мячи- 10); маты гимнастические – 20 шт., степы – 10 шт., музыкальный центр -1, медицинболы – 10 шт, зеркала – 6 шт.
- гимнастические снаряды (конь - 2, мост -2, гимнастический ковер -1, бревно -1, канат -1, параллельные брусья -1, брусья разной высоты -1.
Аудитория 108, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 1, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 16, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
легкоатлетический манеж 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя.
Площадки для занятий – 2;
Гимнастические стенки – 6,
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ