2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Физиология физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология физической культуры
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.06
 
экзамены 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
26
26
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Ефимова Т.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Физиология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  26.05.2022 0:00:00 протокол № 12
 
Протокол от 12.04.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кудря О.Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.2
Биохимия человека
2.1.3
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.4
Возрастная анатомия и физиология 
2.1.5
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.6
Основы психодиагностики 
2.1.7
Современные образовательные технологии 
2.1.8
Спортивные и подвижные игры
2.1.9
Гражданская оборона
2.1.10
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.11
Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.12
Гимнастика
2.1.13
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.14
Лыжная подготовка
2.1.15
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Врачебно-педагогический контроль 
2.2.2
Физкультурно-оздоровительная деятельность 
2.2.3
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.4
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.5
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
2.2.6
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.7
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.8
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся 
2.2.9
Мониторинг физического состояния человека
2.2.10
Плавание
2.2.11
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.2.12
История физической культуры
2.2.13
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.14
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.15
Основы школьного туризма
2.2.16
Пожарная безопасность
2.2.17
Противодействие терроризму
2.2.18
Информационная безопасность
2.2.19
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.20
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.3: Знает:

- достижения в области возрастной физиологии, школьной гигиены, физиологии ФК, гигиены ФКиС;

 
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся 
 
ПК-3.10: Умеет:

- использовать методы измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;

- пользоваться контрольно-измерительными приборами;

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
ПК-3.16: Имеет опыт:

- применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;

 
ПК-3.4: Знает:

- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола;

- механизмы, обеспечивающие компенсаторно-приспособительные реакции организма человека в возрастном аспекте и причинно-следственные взаимосвязи между различными проявлениями жизнедеятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта
0
 
1.1
Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Лек/
8
5
Содержание лекции 1. Введение в предмет. Адаптация к мышечной деятельности и различным условиям среды. Введение в дисциплину. Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма человека. Адаптация организма к различным условиям внешней среды. Содержание лекции 2. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений и движений. Физиологические особенности циклических, ациклических, ситуационных и упражнений оцениваемых по качественному значению. Содержание лекции 3. Физиологические особенности состояний организма при спортивной деятельности*. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Содержание лекции 4. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и развития физических качеств*. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Физиологические основы развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. 
0
 
1.2
Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма человека /Сем зан/
2
5
Лабораторная работа. Изучение приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам. Лабораторная работа. Оценка функциональных резервов организма человека по показателю адаптационного соответствия
0
 
1.3
Физиологические основы спортивной работоспособности в различных условиях внешней среды /Сем зан/
2
5
Лабораторная работа. Исследование температурной адаптации кожных рецепторов Лабораторная работа. Определение оптимального режима работоспособности
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.4
Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений и движений /Сем зан/
4
5
Лабораторная работа. Физиологическая характеристика циклической работы максимальной мощности Лабораторная работа. Функциональные изменения в организме при  статических усилиях Лабораторная работа. Физиологическая характеристика циклических движений различной относительной мощности
0
 
1.5
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности /Сем зан/
4
5
Лабораторная работа. Физиологические эффекты разминки Лабораторная работа.  Утомление нервно-мышечного аппарата при статической и динамической работе
0
 
1.6
Физиологические закономерности формирования двигательных навыков /Сем зан/
2
5
Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма. Лабораторная работа. Исследование способности человека к воспроизведению заданной величины мышечного усилия при отсутствии зрительного контроля
0
 
1.7
Физиологические основы развития физических качеств /Сем зан/
4
5
Лабораторная работа. Физиологическая характеристика силы, быстроты и гибкости. Лабораторная работа. Физиологическая характеристика выносливости.
0
 
1.8
Итоговое занятие по разделу 1. Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Сем зан/
2
5
0
 
1.9
Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Ср/
10
5
Теоретическое изучение темы. Выполнение лабораторных работ. Написание реферата/подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 2. Физиологические основы занятий по физической культуре
0
 
2.1
Физиологическая характеристика занятия по физической культуре /Лек/
2
5
Содержание лекции 5. Физиологические основы проведения занятий по физической культуре и оздоровительной физической культуре* Физиологическая характеристика урока физической культуры. Физиологические основы занятий физической культурой с женщинами, детьми и подростками. Физиологические основы оздоровительной физической культуры. Значение современных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и их влияние на организм школьников.
0
 
2.2
Физиологические основы занятий по физической культуре /Сем зан/
2
5
0
 
2.3
Физиологические основы оздоровительной физической культуры /Сем зан/
2
5
0
 
2.4
Итоговое занятие по разделу 2. Физиологическая характеристика занятия по физической культуре /Сем зан/
2
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.5
Физиологические основы занятий по физической культуре  /Ср/
8
5
Теоретическое изучение темы Выполнение лабораторных работ.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
 
5.2. Промежуточная аттестация
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики