МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология физической культуры
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2019.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
канд. биол. наук, доц., Ефимова Т.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Кравчук Т.А. _________________
Физиология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 0:00:00 протокол № 12
Протокол от 12.04.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кудря О.Н.
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Современные образовательные технологии
Спортивные и подвижные игры
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Врачебно-педагогический контроль
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Лечебная физическая культура и массаж
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
Мониторинг физического состояния человека
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.3: Знает:
- достижения в области возрастной физиологии, школьной гигиены, физиологии ФК, гигиены ФКиС;
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ПК-3.10: Умеет:
- использовать методы измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами;
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
ПК-3.16: Имеет опыт:
- применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;
ПК-3.4: Знает:
- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола;
- механизмы, обеспечивающие компенсаторно-приспособительные реакции организма человека в возрастном аспекте и причинно-следственные взаимосвязи между различными проявлениями жизнедеятельности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта
Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Лек/
Содержание лекции 1. Введение в предмет. Адаптация к мышечной деятельности и различным условиям среды.
Введение в дисциплину. Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма человека. Адаптация организма к различным условиям внешней среды.
Содержание лекции 2. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений.
Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений и движений. Физиологические особенности циклических, ациклических, ситуационных и упражнений оцениваемых по качественному значению.
Содержание лекции 3. Физиологические особенности состояний организма при спортивной деятельности*.
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.
Содержание лекции 4. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и развития физических качеств*.
Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Физиологические основы развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма человека /Сем зан/
Лабораторная работа. Изучение приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам.
Лабораторная работа. Оценка функциональных резервов организма человека по показателю адаптационного соответствия
Физиологические основы спортивной работоспособности в различных условиях внешней среды /Сем зан/
Лабораторная работа. Исследование температурной адаптации кожных рецепторов
Лабораторная работа. Определение оптимального режима работоспособности
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений и движений /Сем зан/
Лабораторная работа. Физиологическая характеристика циклической работы максимальной мощности
Лабораторная работа. Функциональные изменения в организме при статических усилиях
Лабораторная работа. Физиологическая характеристика циклических движений различной относительной мощности
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности /Сем зан/
Лабораторная работа. Физиологические эффекты разминки
Лабораторная работа. Утомление нервно-мышечного аппарата при статической и динамической работе
Физиологические закономерности формирования двигательных навыков /Сем зан/
Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма.
Лабораторная работа. Исследование способности человека к воспроизведению заданной величины мышечного усилия при отсутствии зрительного контроля
Физиологические основы развития физических качеств /Сем зан/
Лабораторная работа. Физиологическая характеристика силы, быстроты и гибкости.
Лабораторная работа. Физиологическая характеристика выносливости.
Итоговое занятие по разделу 1. Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Сем зан/
Общетеоретические основы физиологии физической культуры и спорта /Ср/
Теоретическое изучение темы.
Выполнение лабораторных работ.
Написание реферата/подготовка доклада.
Раздел 2. Физиологические основы занятий по физической культуре
Физиологическая характеристика занятия по физической культуре /Лек/
Содержание лекции 5. Физиологические основы проведения занятий по физической культуре и оздоровительной физической культуре*
Физиологическая характеристика урока физической культуры. Физиологические основы занятий физической культурой с женщинами, детьми и подростками. Физиологические основы оздоровительной физической культуры. Значение современных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и их влияние на организм школьников.
Физиологические основы занятий по физической культуре /Сем зан/
Физиологические основы оздоровительной физической культуры /Сем зан/
Итоговое занятие по разделу 2. Физиологическая характеристика занятия по физической культуре /Сем зан/
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Физиологические основы занятий по физической культуре /Ср/
Теоретическое изучение темы
Выполнение лабораторных работ.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
5.2. Промежуточная аттестация
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ