44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой __________Кудря О.Н.
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
- использовать достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены, психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся физической культурой;
- достижения в области возрастной физиологии, школьной гигиены, физиологии ФК, гигиены ФКиС;
ции
Экзамен включает в себя собеседование по 2 вопросам, оценивающим знания (теоретические вопросы) и выполнение 1 практического умения (разноуровневые задания)
Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине
2 семестр
Раздел I. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии и гигиены
1. Предмет, задачи, методы и значение курса «Возрастная анатомия и физиология».
2. Строение тела человека.
3. Организм человека и составляющие его структуры.
5. Закономерности роста и развития организма.
6. Паспортный и биологический возраст. Критические периоды.
7. Факторы, оказывающие влияние на процесс индивидуального развития.
8. Возрастная периодизация.
9. Наследственность и ее влияние на развитие детского организма.
10. Основные генетически обусловленные болезни, их причины. Значение наследственной предрасположенности к заболеванию.
11. Воздействие окружающей среды на развитие детского организма. Факторы риска и их влияние на рост и развитие организма.
12. Профилактика наследственных болезней.
13. Определение уровня функционального состояния. Сбор анамнеза, оценка физического развития, уровень и гармоничность нервно-психического развития, функциональное состояние органов и систем, степень резистентности детского организма, адаптационные возможности, наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков.
14. Группы здоровья.
15. Метод «профилей».
16. Пограничные состояния здоровья.
Раздел II. Регуляторные системы организма
1. Значение, общий план строения, свойства и функции нервной системы.
2. Процессы, обусловливающие функции нервной системы.
3. Мембранные потенциалы нервной клетки.
4. Механизмы распространения возбуждения.
5. Понятие «синапс».
6. Общие понятия о рефлексе и рефлекторной дуге.
7. Нервный центр и его свойства.
8. Торможение в центральной нервной системе.
9. Понятие о центральной нервной системе.
10. Строение и функции спинного мозга.
11. Строение и функции ствола мозга.
12. Функции подкорковых ядер.
13. Лимбическая система и ее функции.
14. Строение и функции коры больших полушарий.
15. Вегетативная нервная система, общий план строения и функции ее отделов.
16. Возрастные аспекты развития нервной системы.
17. Гормональная регуляция функций организма.
18. Гормоны гипофиза и их функции.
19. Гормоны надпочечников и их функции.
20. Гормоны щитовидной и околощитовидной желез и их функции.
21. Гормоны поджелудочной железы и их функции.
22. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организма. Фазы менструального цикла.
23. Возрастные особенности эндокринных желез.
24. Общее понятие о регуляторных системах организма.
25. Развитие гуморальной и нервной регуляции организма.
26. Общие принципы развития регуляторных систем в онтогенезе по П.К Анохину.
27. Понятие о гомеостазе.
28. Координационная деятельность ЦНС.
Раздел III. Сенсорные системы
1. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Виды сенсорных систем, их возрастные особенности.
2. Строение, функции, возрастные особенности зрительной системы.
3. Строение, функции, возрастные особенности слуховой и вестибулярной сенсорной системы.
4. Двигательный анализатор. Развитие произвольных движений
5. Строение, функции и онтогенез тактильного анализатора, вкусовой и обонятельной сенсорной системы.
Раздел IV. Моторные системы
1. Значение опорно-двигательного аппарата.
2. Части скелета и их развитие у детей.
3. Мышечная система и её развитие, различные возрастные периоды.
4. Развитие двигательных навыков с возрастом.
5. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды.
6. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика.
7. Понятие о физическом развитии.
8. Методы оценки физического развития детей и подростков (соматоскопия, антропометрия, физиометрия).
9. Оценка физического развития методом стандартов.
10. Оценка физического развития методом индексов.
12. Оценка гармоничности развития.
Раздел V. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма
1. Общее понятие об обмене веществ и энергии. Возрастные особенности обмена энергии.
2. Понятие о температуре тела и механизмах ее регуляции. Возрастные особенности терморегуляции.
3. Понятие о внутренней среде организма и системе крови. Функции крови.
4. Форменные элементы крови и их функции.
5. Основные формы обмена веществ в организме.
6. Группы крови. Резус-фактор. Функциональная организация сердечно - сосудистой системы. Строение и функции сердца.
Раздел VI. Висцеральные системы
1. Проводящая система сердца. Свойства сердечной мышцы.
2. Основные законы гемодинамики. Давление в артериальном русле. Определение величины кровяного давления. Капиллярный кровоток. Кровообращение в венах.
3. Регуляция кровообращения. Особенности кровообращения в возрастном аспекте.
4. Значение дыхания. Этапы дыхания. Вентиляция лёгких. Газообмен в лёгких.
5. Диффузия кислорода и углекислого газа через аэрогематический барьер.
6. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Обмен газов между кровью и тканями.
7. Регуляция дыхания. Особенности дыхания в возрастном аспекте.
8. Анатомия и физиология пищеварительной системы.
9. Органы пищеварения: строение, функции и возрастные особенности.
10. Полостное и пристеночное пищеварение в тонкой кишке.
11. Переваривание белков, жиров и углеводов.
12. Регуляция пищеварения. Особенности пищеварения в возрастном аспекте.
13. Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.
14. Анатомия и физиология выделительной системы.
15. Строение и возрастные особенности почек. Основные функции почек.
16. Строение и основные функции кожи.
17. Гигиена кожи ребёнка.
18. Закаливание организма в детском возрасте.
19. Общая характеристика репродуктивной системы человека.
20. Физиология полового созревания.
21. Периоды полового развития. Стандарты полового созревания.
22. Особенности полового развития мальчиков и девочек.
23. Половые клетки. Сперматогенез и овогенез.
24. Овуляция и менструальный цикл.
25. Половое воспитание. Программы полового воспитания.
Раздел VII. Психофизиология
1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.
2. Методы исследования высшей нервной деятельности.
3. Понятие о безусловных рефлексах и инстинктах.
4. Понятие об условных рефлексах.
5. Торможение, его виды и значение в формировании условных рефлексов.
6. Динамический стереотип и экстраполяция.
7. Типы высшей нервной деятельности и их учёт в осуществлении индивидуального подхода к учащимся.
8. Понятие о первой и второй сигнальной системе, их значение.
9. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин) как принципе работы мозга.
10. Сон, его фазы, механизмы и структурное обеспечение.
11. Мотивации и эмоции, их механизмы и физиологическая роль.
12. Память, ее виды и механизмы.
13. Возрастные особенности высшей нервной деятельности.
14. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга у детей различных возрастных периодов.
15. Связь созревания структур мозга с физическим, психическим и интеллектуальным развитием.
16. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
17. Становление коммуникативного поведения. Особенности становления коммуникативного поведения в возрастном аспекте.
18. Центры речи. Восприятие и воспроизведение речи. Развитие речи. Пластичность речевой функции в онтогенезе.
19. Индивидуально-типологические особенности систем организма детей разного возраста.
20. Комплексная диагностика уровня функционального развития систем организма ребёнка.
21. Критерии готовности ребенка к обучению в школе.
22. Роль отдельных структур мозга в развитии познавательной деятельности детей.
23. Развитие познавательных процессов у детей и подростков.
Шкала
Собеседование по каждому из вопросов оценивается следующим образом.
Полно раскрыто содержание материала вопроса: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопрос в билете.
Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно
используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплины . Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы
Уровень усвоения средний - 8 баллов:
Ответ на поставленный вопрос в билете излагается систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении
допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия. При ответе на дополнительные вопросы полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов
Уровень усвоения ниже среднего - 7 баллов:
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплины; имеются затруднения с выводами.
Уровень усвоения низкий - 0 баллов:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационного вопроса. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.
Перечень разноуровневых заданий для подготовки к промежуточной аттестации
по дисциплине во 2-м семестре
1. В клинику доставлен ребенок, у которого обнаружена опухоль в области нижнего двухолмия среднего мозга. Какие нарушения будут отмечены у ребенка?
2. В травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы. При обследовании установлено кровоизлияние в области червя мозжечка. По нарушению каких функций установлено врачами поражение мозжечка?
3. В травматологическое отделение доставлен ребенок после уличной травмы, который слышит устную речь, но не понимает ее содержание. Укажите, какая область коры головного мозга пострадала?
4. У мужчины со второй группой крови от женщины с четвёртой группой крови родился ребёнок, который не унаследовал ни одну из групп крови родителей. Какая группа крови у ребёнка? Ответ поясните схемой скрещивания.
5. Во время экзаменов у студентов пересыхает во рту. Объясните это явление.
6. После ранения головы у пострадавшего резко повысился тонус разгибателей конечности. Дыхание сохранено, сердечная деятельность существенно не нарушена. Какова локализация повреждения головного мозга
7. Рост ребенка 10 лет достигает 178 см, масса 64 кг. С нарушением деятельности какой эндокринной железы это связано?
8. Женщина 46 лет жалуется на постоянную жажду, чувство голода, учащенное мочеиспускание, за сутки выпивает до 8 литров воды. О нарушении деятельности какой железы можно думать?
9. У ребенка замедлено физическое и психическое развитие, снижен основной обмен. О недостаточности какой эндокринной железы это может свидетельствовать?
10. После родов у женщин выработка грудного молока оказалась слабой. Недостаток какого или каких гормонов, а также внешних естественных раздражителей могли стать причиной сниженной лактации?
11. Какой гормон может вызвать расширение зрачка, гипертензию, усиление работы сердца, гипергликемию, повышение энергетики мышечного сокращения, уменьшение моторной активности кишечника?
12. Слабое покашливание включает преимущественно мышцы самой глотки, тогда как при сильном кашле в действие вступают мышцы грудной клетки, плеч, живота, диафрагмы. Какие принципы координации рефлекторной деятельности демонстрирует сильный кашлевой рефлекс?
13. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?
14. Каковы соотношения силы мышц мальчиков и девочек в период от 7 до 8 лет, в возрасте 10 – 12 лет и 15 – 18 лет?
15. У больного после травмы полностью разрушен спинной мозг на границе между грудным и поясничным отделами. Каким образом это повреждение отразится на акте дефекации?
16. Человек съел бутерброд с маслом. Проследите, как будут изменяться принятые продукты по ходу продвижения их по пищеварительному тракту.
17. Температура воздуха +38С. На пляже люди борются с перегреванием разными способами: один лежит, свернувшись калачиком, другой находится в воде при той же температуре, третий завернулся в мокрую простыню, четвертый стоит. Какой способ наиболее эффективный?
18. Одно животное периодически помещают в холодную воду, а другое - в комнату с воздухом той же температуры. У кого более значительно изменится обмен веществ?
19. Если человек вынужден работать при высокой температуре среды и стопроцентной влажности воздуха, то в этих условиях все механизмы терморегуляции оказываются неэффективными. Если работа достаточно продолжительная, может наступить опасное для жизни перегревание. Как помочь системе терморегуляции искусственным путем? Использование защитных костюмов исключается.
20. Вследствие чего у детей всех возрастов наблюдается более высокий диурез (на единицу массы тела), по сравнению со взрослыми в 2 – 4 раза?
21. У двух практически здоровых детей измерено максимальное АД. У одного из них оно оказалось равным 85
22. У ребенка грудное дыхание начинает доминировать над диафрагмальным. Каков возраст у этого ребенка?
23. В плохо проветриваемой комнате с содержание СО2 больше нормы и недостаточным количеством О2 находятся взрослые и дети. Кто из них раньше почувствует духоту в помещении?
24. Определить у натурщика пальпаторно частоту сердечных сокращений.
25. Определить у натурщика артериальное давление методом Короткова.
26. Определить у натурщика среднее и пульсовое артериальное давление.
27. Определить у натурщика дыхательный объем с помощью сухого спирометра.
28. Определить у натурщика ЖЕЛ с помощью сухого спирометра.
29. Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?
30. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать им, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одна и та же?
Шкала:
Уровень усвоения высокий - 20 баллов:
-Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.
Уровень усвоения средний - 15 баллов:
-Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
Уровень усвоения ниже среднего - 10 баллов:
-Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения.
Уровень усвоения низкий - 0 баллов:
Обучающийся не может решить задачу.
1 семестр:
выполнение практических работ в семестре - 3 балла за все практические работы, итого 3×1=3;
собеседование на занятии - 3 балла за одно задание, итого 3×8=24;
тест - 3 балла за все изученные разделы в семестре, итого 3×1=3.
Всего - 30 баллов.
2 семестр:
выполнение практических работ в семестре - 3 балла за все практические работы, итого 3×1=3;
собеседование на занятии - 3 балла за одно задание, итого 3×8=24;
тест - 3 балла за все изученные разделы в семестре, итого 3×1=3;
Всего - 30 баллов
Итого за текущий контроль - 60 баллов.
Промежуточная аттестация
Собеседование -2х10= 20 баллов
Выполнение разноуровневых заданий - 20 баллов
Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов
Итого 100 баллов
Оценка по дисциплине формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.
60 и менее - неудовлетворительно
61-72 - удовлетворительно
73-86 - хорошо
87-100 - отлично