2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Возрастная анатомия и физиология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Возрастная анатомия и физиология 
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.03.03
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
19
20
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
34
34
40
40
74
74
Итого ауд.
44
44
50
50
94
94
Кoнтактная рабoта
44
44
50
50
94
94
Сам. работа
28
28
4
4
32
32
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Черапкина Л.П.;канд.биол.наук, ст.преподаватель, Хамитова Л.Е. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Возрастная анатомия и физиология 
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 12
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 11

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой __________Кудря О.Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой __________Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовка обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий, посредством освоения знаний о строении организма человека и составляющих его органов и систем на макро- и микроскопическом уровнях, формирования целостного представления об единстве строения и функции организма человека в процессе его жизнедеятельности, а также умений и навыков, необходимых для формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биохимия человека
2.2.2
Гражданская оборона
2.2.3
Ознакомительная практика
2.2.4
Спортивные игры
2.2.5
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.2.6
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.2.7
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.2.8
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
2.2.9
Основы психодиагностики
2.2.10
Современные образовательные технологии
2.2.11
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.12
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.13
Легкая атлетика
2.2.14
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.2.15
2.2.16
Психология физической культуры
2.2.17
Психолого-педагогическая практика
2.2.18
Физиология физической культуры
2.2.19
Вожатская практика
2.2.20
Плавание
2.2.21
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.2.22
История образования и педагогической мысли
2.2.23
История физической культуры
2.2.24
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.25
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.26
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.2.27
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.28
Основы школьного туризма
2.2.29
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.30
Социальная педагогика  
2.2.31
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.32
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.33
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.34
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.35
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.36
Междисциплинарная практика
2.2.37
Пожарная безопасность
2.2.38
Противодействие терроризму
2.2.39
Информационная безопасность
2.2.40
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.2.41
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.42
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.43
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Знает:

- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;

 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.12: Умеет:

- использовать достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены, психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся физической культурой;

 
ПК-1.3: Знает:

- достижения в области возрастной физиологии, школьной гигиены, физиологии ФК, гигиены ФКиС;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии
0
 
1.1
Предмет и методы возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства. Онтогенез. Закономерности роста и развития. /Лек/
2
ОПК-8.2 ПК-1.3
1
Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи и значение. Методы исследования в возрастной анатомии и физиологии. Организм человека и составляющие его структуры. Возрастная периодизация онтогенеза. Критерии периодизации. Основные закономерности онтогенетического развития человека. Паспортный и биологический возраст. Критические периоды и сенситивные периоды. 
0
 
1.2
Предмет и методы возрастной анатомии и физиологии.  /Пр/
4
ОПК-8.2 ПК-1.3 ПК-1.12
1
Организм и его свойства. Онтогенез. Закономерности роста и развития. Паспортный и биологический возраст. Критические периоды и сенситивные периоды*. Практическая работа 1. (форма обучения: метод работы в малых группах) «Определение биологического возраста». Практическая работа 2. Решение ситуационных задач: «Онтогенез»
0
 
1.3
Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Профилактика наследственных болезней. /Пр/
2
ОПК-8.2 ПК-1.3 ПК-1.12
1
Практическая работа 3 (форма обучения: метод работы в малых группах). Решение ситуационных задач: «Наследственность».
0
 
1.4
Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. /Пр/
2
ОПК-8.2 ПК-1.3 ПК-1.12
1
Практическая работа 4 (форма обучения: метод работы в малых группах). «Оценка уровня функционального состояния человека».
0
 
1.5
Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии /Ср/
8
ОПК-8.2 ПК-1.3 ПК-1.12
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций по теме: «Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии». Подготовка к практической работе.
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Раздел 2. Регуляторные системы организма.
0
 
2.1
Общая и частная анатомия и физиология нервной системы. Возрастные особенности  /Лек/
4
ОПК-8.2 ПК-1.3
1
Значение, общий план строения, свойства и функции нервной системы. Процессы, обусловливающие функции нервной системы. Мембранные потенциалы нервной клетки. Механизмы распространения возбуждения. Понятие «синапс». Общие понятия о рефлексе и рефлекторной дуге. Нервный центр и его свойства. Торможение в центральной нервной системе. Понятие о центральной нервной системе. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции ствола мозга. Функции подкорковых ядер. Лимбическая система и ее функции. Строение и функции коры больших полушарий. Вегетативная нервная система, общий план строения и функции ее отделов. Возрастные аспекты развития нервной системы.
0
 
2.2
Анатомия и физиология эндокринной системы. Возрастные особенности. /Лек/
2
ПК-1.3
1
Гормональная регуляция функций организма. Гормоны гипофиза и их функции. Гормоны надпочечников и их функции. Гормоны щитовидной и околощитовидной желез и их функции. Гормоны поджелудочной железы и их функции. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организма. Фазы менструального цикла. Возрастные особенности эндокринных желез.
0
 
2.3
Общая анатомия и физиология нервной системы. Возрастные особенности. /Пр/
8
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Практическая работа №5 «Мембранные потенциалы мышечного волокна». Практическая работа №6 «Установление порога возбудимости и демонстрация явления суммации возбуждения». Практическая работа №7 «Определение скорости проводимости нервного волокна и ее зависимости от диаметра аксона, а также от наличия или отсутствия миелина».
0
 
2.4
Частная анатомия и физиология нервной системы. Возрастные особенности /Пр/
4
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Практическая работа №8 «Центральное и периферическое торможение». 
0
 
2.5
Анатомия и физиология эндокринной системы. Возрастные особенности.  /Пр/
4
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Практическая работа №9 «Влияние тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм». Практическая работа №10 «Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови».
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.6
Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Координационная деятельность нервной системы.  /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Возрастные особенности. Тестирование по разделам: «Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены», «Регуляторные системы организма». Практическая работа №11 «Законы распространения рефлексов (законы Пфлюгера)».
0
 
2.7
Регуляторные системы организма. /Ср/
10
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций по теме: «Регуляторные системы организма». Подготовка к практической работе. Подготовка к тестированию.
0
 
 
Раздел 3. Сенсорные системы.
0
 
3.1
Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Зрительная сенсорная система.  /Лек/
2
ПК-1.3
1
Понятие об анализаторах и их значение для человека. Классификация анализаторов и их общие свойства. Особенности взаимодействия анализаторов и учет в процессе обучения и воспитания. Зрительный анализатор, его строение, функции и возрастные особенности. Профилактика заболеваний зрительного анализатора.
0
 
3.2
Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем /Пр/
8
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Зрительная, слуховая и другие сенсорные системы. Возрастные особенности. Профилактика нарушений зрения и слуха. Практическая работа 12 (форма обучения: метод работы в малых группах) «Глазные мышцы». Практическая работа 13 (форма обучения: метод работы в малых группах) «Рефлекторные реакции зрачка». Практическая работа 14 (форма обучения: метод работы в малых группах) «Острота слуха».
0
 
3.3
Сенсорные системы. /Ср/
10
ПК-1.3 ПК-1.12
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций по теме: «Сенсорные системы». Подготовка к практической работе.
0
 
 
Раздел 4. Моторные системы.
0
 
4.1
Скелет человека. Мышечная система. Возрастные особенности. /Лек/
2
ПК-1.3
2
Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Общее понятие об аппарате опоры и движения. Части скелета и их развитие у детей. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика. Мышечная система и ее развитие у детей. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. 
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
4.2
Скелет человека. Мышечная система. Возрастные особенности /Пр/
10
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 15  «Строение скелета туловища, мышцы туловища» Практическая работа 16 «Строение скелета верхней конечности, мышцы верхней конечности» Практическая работа 17. «Строение скелета нижней конечности, мышцы нижней конечности». Практическая работа 18. (форма обучения: метод работы в малых группах) «Координация движений»
0
 
4.3
Физическое развитие. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.  /Пр/
6
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 19. «Выявление нарушения осанки». Практическая работа 20. «Выявление плоскостопия». Практическая работа 21. «Определение гибкости»
0
 
4.4
Моторные системы. /Ср/
2
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Изучение теоретического материала учебника, лекций по теме: «Моторные системы». Подготовка к практической работе. Практическое задание «Анатомический анализ положения (движения) тела спортсмена».
0
 
 
Раздел 5. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма
0
 
5.1
Понятие о внутренней среде организма и системе крови.  /Лек/
2
ПК-1.3
2
Понятие о внутренней среде организма. Функции крови. Форменные элементы крови и их функции. 
0
 
5.2
Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь. Возрастные особенности /Пр/
4
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Тестирование по разделам: «Сенсорные системы», «Моторные системы», «Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма». Практическая работа 22. «Вычисление основного обмена по формуле Рида». «Определение суточных энерготрат».
0
 
 
Раздел 6. Висцеральные системы.
0
 
6.1
Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности /Лек/
2
ПК-1.3
2
Функциональная организация сердечно - сосудистой системы. Строение и функции сердца. Проводящая система сердца. Свойства сердечной мышцы. 
0
 
6.2
Дыхательная система. Возрастные особенности  /Лек/
2
ПК-1.3
2
Значение дыхания. Этапы дыхания. Вентиляция лёгких. Газообмен в лёгких. Диффузия кислорода и углекислого газа через аэрогематический барьер. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Обмен газов между кровью и тканями. Регуляция дыхания. Особенности дыхания в возрастном аспекте. 
0
 
6.3
Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности. /Пр/
6
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 23. «Показатели деятельности сердца». Практическая работа 24. «Движение крови по сосудам». Практическая работа 25. (форма обучения: метод работы в малых группах) «Измерение артериального давления по методу Короткова»
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
6.4
Дыхательная система. Возрастные особенности.  /Пр/
4
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 26. «Механизмы дыхания». Практическая работа 27. «Влияние сурфактанта на вентиляцию легких»
0
 
6.5
Пищеварительная система. Выделительная система. Кожа. Возрастные особенности.  /Пр/
4
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 28. «Демонстрация действия липазы поджелудочной железы в зависимости от наличия или отсутствия желчи». Практическая работа 29. «Физиология мочевыводящей системы»
0
 
6.6
Висцеральные системы. /Ср/
2
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Изучение теоретического материала учебника, лекций по теме: «Висцеральные системы». Подготовка к практической работе.
0
 
 
Раздел 7. Психофизиология.
0
 
7.1
Индивидуально-типологические особенности ребенка. Психофизиология познавательных процессов. /Лек/
2
ПК-1.3
2
Индивидуально-типологические особенности систем организма детей разного возраста. Комплексная диагностика уровня функционального развития систем организма ребёнка. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. Роль отдельных структур мозга в развитии познавательной деятельности детей. Виды памяти. Развитие познавательных процессов у детей и подростков.
0
 
7.2
Высшая нервная деятельность. Возрастные особенности. /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 30. (форма обучения: метод работы в малых группах). «Методика психологического тестирования типов ВНД».
0
 
7.3
Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Коммуникативное поведение. /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Практическая работа 31 (форма обучения: метод работы в малых группах). «Выявление объема кратковременной памяти. Образная память».
0
 
7.4
Итоговое занятие.  /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.12
2
Тестирование по разделам: «Висцеральные системы», «Психофизиология». Представление практического задания «Анатомический анализ положения (движения) тела спортсмена».
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент очной формы обучения, а также обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий должны пройти собеседование, выполнить тестовые задания и практические работы
 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен во втором семестре. Согласно положению о балльно-рейтинговой оценке успеваемости студентов СибГУФК для получения допуска к сдаче экзамена студент должен набрать в течение двух семестров не менее 40 баллов.

Экзамен включает в себя собеседование по 2 вопросам, оценивающим знания (теоретические вопросы) и выполнение 1 практического умения (разноуровневые задания)

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине

2 семестр

Раздел I. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии и гигиены

1. Предмет, задачи, методы и значение курса «Возрастная анатомия и физиология».

2. Строение тела человека.

3. Организм человека и составляющие его структуры.

 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
4. Защитные и адаптационные механизмы организма человека.

5. Закономерности роста и развития организма.

6. Паспортный и биологический возраст. Критические периоды.

7. Факторы, оказывающие влияние на процесс индивидуального развития.

8. Возрастная периодизация.

9. Наследственность и ее влияние на развитие детского организма.

10. Основные генетически обусловленные болезни, их причины. Значение наследственной предрасположенности к заболеванию.

11. Воздействие окружающей среды на развитие детского организма. Факторы риска и их влияние на рост и развитие организма.

12. Профилактика наследственных болезней.

13. Определение уровня функционального состояния. Сбор анамнеза, оценка физического развития, уровень и гармоничность нервно-психического развития, функциональное состояние органов и систем, степень резистентности детского организма, адаптационные возможности, наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков.

14. Группы здоровья.

15. Метод «профилей».

16. Пограничные состояния здоровья.

Раздел II. Регуляторные системы организма

1. Значение, общий план строения, свойства и функции нервной системы.

2. Процессы, обусловливающие функции нервной системы.

3. Мембранные потенциалы нервной клетки.

4. Механизмы распространения возбуждения.

5. Понятие «синапс».

6. Общие понятия о рефлексе и рефлекторной дуге.

7. Нервный центр и его свойства.

8. Торможение в центральной нервной системе.

9. Понятие о центральной нервной системе.

10. Строение и функции спинного мозга.

11. Строение и функции ствола мозга.

12. Функции подкорковых ядер.

13. Лимбическая система и ее функции.

14. Строение и функции коры больших полушарий.

15. Вегетативная нервная система, общий план строения и функции ее отделов.

16. Возрастные аспекты развития нервной системы.

17. Гормональная регуляция функций организма.

18. Гормоны гипофиза и их функции.

19. Гормоны надпочечников и их функции.

20. Гормоны щитовидной и околощитовидной желез и их функции.

21. Гормоны поджелудочной железы и их функции.

22. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организма. Фазы менструального цикла.

23. Возрастные особенности эндокринных желез.

24. Общее понятие о регуляторных системах организма.

25. Развитие гуморальной и нервной регуляции организма.

26. Общие принципы развития регуляторных систем в онтогенезе по П.К Анохину.

27. Понятие о гомеостазе.

28. Координационная деятельность ЦНС.

Раздел III. Сенсорные системы

1. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Виды сенсорных систем, их возрастные особенности.

2. Строение, функции, возрастные особенности зрительной системы.

3. Строение, функции, возрастные особенности слуховой и вестибулярной сенсорной системы.

4. Двигательный анализатор. Развитие произвольных движений

5. Строение, функции и онтогенез тактильного анализатора, вкусовой и обонятельной сенсорной системы.

Раздел IV. Моторные системы

1. Значение опорно-двигательного аппарата.

2. Части скелета и их развитие у детей.

3. Мышечная система и её развитие, различные возрастные периоды.

4. Развитие двигательных навыков с возрастом.

5. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды.

6. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика.

7. Понятие о физическом развитии.

8. Методы оценки физического развития детей и подростков (соматоскопия, антропометрия, физиометрия).

9. Оценка физического развития методом стандартов.

10. Оценка физического развития методом индексов.

 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
11. Оценка физического развития центильным методом.

12. Оценка гармоничности развития.

Раздел V. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма

1. Общее понятие об обмене веществ и энергии. Возрастные особенности обмена энергии.

2. Понятие о температуре тела и механизмах ее регуляции. Возрастные особенности терморегуляции.

3. Понятие о внутренней среде организма и системе крови. Функции крови.

4. Форменные элементы крови и их функции.

5. Основные формы обмена веществ в организме.

6. Группы крови. Резус-фактор. Функциональная организация сердечно - сосудистой системы. Строение и функции сердца.

Раздел VI. Висцеральные системы

1. Проводящая система сердца. Свойства сердечной мышцы.

2. Основные законы гемодинамики. Давление в артериальном русле. Определение величины кровяного давления. Капиллярный кровоток. Кровообращение в венах.

3. Регуляция кровообращения. Особенности кровообращения в возрастном аспекте.

4. Значение дыхания. Этапы дыхания. Вентиляция лёгких. Газообмен в лёгких.

5. Диффузия кислорода и углекислого газа через аэрогематический барьер.

6. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Обмен газов между кровью и тканями.

7. Регуляция дыхания. Особенности дыхания в возрастном аспекте.

8. Анатомия и физиология пищеварительной системы.

9. Органы пищеварения: строение, функции и возрастные особенности.

10. Полостное и пристеночное пищеварение в тонкой кишке.

11. Переваривание белков, жиров и углеводов.

12. Регуляция пищеварения. Особенности пищеварения в возрастном аспекте.

13. Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

14. Анатомия и физиология выделительной системы.

15. Строение и возрастные особенности почек. Основные функции почек.

16. Строение и основные функции кожи.

17. Гигиена кожи ребёнка.

18. Закаливание организма в детском возрасте.

19. Общая характеристика репродуктивной системы человека.

20. Физиология полового созревания.

21. Периоды полового развития. Стандарты полового созревания.

22. Особенности полового развития мальчиков и девочек.

23. Половые клетки. Сперматогенез и овогенез.

24. Овуляция и менструальный цикл.

25. Половое воспитание. Программы полового воспитания.

Раздел VII. Психофизиология

1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

2. Методы исследования высшей нервной деятельности.

3. Понятие о безусловных рефлексах и инстинктах.

4. Понятие об условных рефлексах.

5. Торможение, его виды и значение в формировании условных рефлексов.

6. Динамический стереотип и экстраполяция.

7. Типы высшей нервной деятельности и их учёт в осуществлении индивидуального подхода к учащимся.

8. Понятие о первой и второй сигнальной системе, их значение.

9. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин) как принципе работы мозга.

10. Сон, его фазы, механизмы и структурное обеспечение.

11. Мотивации и эмоции, их механизмы и физиологическая роль.

12. Память, ее виды и механизмы.

13. Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

14. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга у детей различных возрастных периодов.

15. Связь созревания структур мозга с физическим, психическим и интеллектуальным развитием.

16. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.

17. Становление коммуникативного поведения. Особенности становления коммуникативного поведения в возрастном аспекте.

18. Центры речи. Восприятие и воспроизведение речи. Развитие речи. Пластичность речевой функции в онтогенезе.

19. Индивидуально-типологические особенности систем организма детей разного возраста.

20. Комплексная диагностика уровня функционального развития систем организма ребёнка.

21. Критерии готовности ребенка к обучению в школе.

22. Роль отдельных структур мозга в развитии познавательной деятельности детей.

23. Развитие познавательных процессов у детей и подростков.

Шкала

Собеседование по каждому из вопросов оценивается следующим образом.

 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Уровень усвоения высокий - 10 баллов:

Полно раскрыто содержание материала вопроса: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопрос в билете.

Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно

используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплины . Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы

Уровень усвоения средний - 8 баллов:

Ответ на поставленный вопрос в билете излагается систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении

допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия.  При ответе на дополнительные вопросы  полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов

Уровень усвоения ниже среднего -  7 баллов:

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплины; имеются затруднения с выводами.  

Уровень усвоения низкий - 0 баллов:

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационного вопроса. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.

Перечень разноуровневых заданий для подготовки к промежуточной аттестации

по дисциплине во 2-м семестре

1. В клинику доставлен ребенок, у которого обнаружена опухоль в области нижнего двухолмия среднего мозга. Какие нарушения будут отмечены у ребенка?

2. В травматологическое отделение доставлен ребенок с ушибом головы. При обследовании установлено кровоизлияние в области червя мозжечка. По нарушению каких функций установлено врачами поражение мозжечка?

3. В травматологическое отделение доставлен ребенок после уличной травмы, который слышит устную речь, но не понимает ее содержание. Укажите, какая область коры головного мозга пострадала?

4. У мужчины со второй группой крови от женщины с четвёртой группой крови родился ребёнок, который не унаследовал ни одну из групп крови родителей. Какая группа крови у ребёнка? Ответ поясните схемой скрещивания.

5. Во время экзаменов у студентов пересыхает во рту. Объясните это явление.

6. После ранения головы у пострадавшего резко повысился тонус разгибателей конечности. Дыхание сохранено, сердечная деятельность существенно не нарушена. Какова локализация повреждения головного мозга

7. Рост ребенка 10 лет достигает 178 см, масса 64 кг. С нарушением деятельности какой эндокринной железы это связано?

8. Женщина 46 лет жалуется на постоянную жажду, чувство голода, учащенное мочеиспускание, за сутки выпивает до 8 литров воды. О нарушении деятельности какой железы можно думать?

9. У ребенка замедлено физическое и психическое развитие, снижен основной обмен. О недостаточности какой эндокринной железы это может свидетельствовать?

10. После родов у женщин выработка грудного молока оказалась слабой. Недостаток какого или каких гормонов, а также внешних естественных раздражителей могли стать причиной сниженной лактации?

11. Какой гормон может вызвать расширение зрачка, гипертензию, усиление работы сердца, гипергликемию, повышение энергетики мышечного сокращения, уменьшение моторной активности кишечника?

12. Слабое покашливание включает преимущественно мышцы самой глотки, тогда как при сильном кашле в действие вступают мышцы грудной клетки, плеч, живота, диафрагмы. Какие принципы координации рефлекторной деятельности демонстрирует сильный кашлевой рефлекс?

13. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?

14. Каковы соотношения силы мышц мальчиков и девочек в период от 7 до 8 лет, в возрасте 10 – 12 лет и 15 – 18 лет?

15. У больного после травмы полностью разрушен спинной мозг на  границе между грудным и поясничным отделами. Каким образом это повреждение отразится на акте дефекации?

16. Человек съел бутерброд с маслом. Проследите, как будут  изменяться принятые продукты по ходу продвижения их по пищеварительному тракту.

17. Температура воздуха +38С. На пляже люди борются с перегреванием разными способами: один лежит, свернувшись калачиком, другой находится в воде при той же температуре, третий завернулся в мокрую простыню, четвертый стоит. Какой способ наиболее эффективный?

18. Одно животное периодически помещают в холодную воду, а другое - в комнату с воздухом той же температуры. У кого более значительно изменится обмен веществ?

19. Если человек вынужден работать при высокой температуре среды и стопроцентной влажности воздуха, то в этих условиях все механизмы терморегуляции оказываются неэффективными. Если работа достаточно продолжительная, может наступить опасное для жизни перегревание. Как помочь системе терморегуляции искусственным путем? Использование защитных костюмов исключается.

20. Вследствие чего у детей всех возрастов наблюдается более высокий диурез (на единицу массы тела), по сравнению со взрослыми в 2 – 4 раза?

21. У двух практически здоровых детей измерено максимальное АД. У одного из них оно оказалось равным 85 

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
ммрт.ст., у  второго -  100 ммрт.ст. Чем может быть обусловлено более высокое АД у второго ребенка?

22. У ребенка грудное дыхание начинает доминировать над диафрагмальным. Каков возраст у этого ребенка?

23. В плохо проветриваемой комнате с содержание СО2 больше нормы и недостаточным количеством О2 находятся взрослые и дети. Кто из них раньше почувствует духоту в помещении?

24. Определить у натурщика пальпаторно частоту сердечных сокращений.

25. Определить у натурщика артериальное давление методом Короткова.

26. Определить у натурщика среднее и пульсовое артериальное давление.

27. Определить у натурщика дыхательный объем с помощью сухого спирометра.

28. Определить у натурщика ЖЕЛ с помощью сухого спирометра.

29. Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

30. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать им, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одна и та же?

Шкала:

Уровень усвоения высокий - 20 баллов:

-Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.

Уровень усвоения средний - 15 баллов:

-Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.

Уровень усвоения ниже среднего - 10 баллов:

-Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения.

Уровень усвоения низкий - 0 баллов:

Обучающийся не может решить задачу.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

1 семестр:

выполнение практических работ в семестре - 3 балла за все практические работы, итого 3×1=3;

собеседование на занятии - 3 балла за одно задание, итого 3×8=24;

тест  -  3 балла за все изученные разделы в семестре, итого  3×1=3.

Всего - 30 баллов.

2 семестр:

выполнение практических работ в семестре - 3 балла за все практические работы, итого 3×1=3;

собеседование на занятии - 3 балла за одно задание, итого 3×8=24;

тест  -  3 балла за все изученные разделы в семестре, итого  3×1=3;

Всего - 30 баллов

Итого за текущий контроль - 60 баллов.

Промежуточная аттестация

Собеседование -2х10= 20 баллов

Выполнение разноуровневых заданий - 20 баллов

Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов

Итого  100 баллов

Оценка по дисциплине  формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.

60 и менее - неудовлетворительно

61-72 - удовлетворительно

73-86 - хорошо

87-100 - отлично

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Иваницкий М. Ф.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для  высш. учеб. заведений физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
0
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
1
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Черапкина Л. П., Таламова И. Г.
Избранные лекции по физиологии человека (нервная и сенсорные системы): учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
0
 
Л2.2
Ложкина Н. И., Любошенко Т. М.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Пед. образование" : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
0
 
Л2.3
Любошенко Т. М., Ложкина Н. И.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
50
 
Л2.4
Беленко И. С.
Анатомо-физиологические особенности человека в возрастном аспекте: учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2012
0
 
Л2.5
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корнякова В. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
Л2.6
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корягина Ю. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, 10 компьютерных столов, столы и стулья обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), препараты, муляжи, виртуальный лабораторный практикум по физиологии LuPraFi-Sim, иллюстративный материал, механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 11 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка,  мультимедиа проектор.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 13 ДЗ.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики