МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Спортивные и подвижные игры
Проректор по УР _______________
43.03.02 Туризм очно 2019.plx
43.03.02 Туризм
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Туристско-экскурсионная деятельность
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
ст.преп., Д.А. Бобровский
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Т.А. Кравчук _________________
Спортивные и подвижные игры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 18.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н.
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
организация систематического тренировочного процесса студентов в период обучения 7 семестра, и направлена на разностороннее совершенствование спортивной подготовленности занимающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Рекреационные виды деятельности
Спортивное ориентирование
Спортивное ориентирование
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Формирование здорового образа жизни в процессе туристского обслуживания
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: Знает:
- теоретические основы использования средств и методов видов спорта/рекреации для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
УК-7.5: Умеет:
- применять средства и методы видов спорта/рекреации для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
УК-7.7: Имеет опыт:
- владения техникой основных двигательных действий видов спорта/рекреации на уровне выполнения контрольных нормативов;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
1.«Ознакомление с содержанием и методикой проведения подвижных игр детей различного возраста (7-11 лет).
Примерные игры: «К своим флажкам», «Два мороза», «Охотники и утки», «Маскировка в колоннах».
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение анализировать подвижную игру. Помощь преподавателю в подготовке и судействе игры.
/Пр/
2. Ознакомление с содержанием и методикой проведения подвижных игр детей различного возраста (12-17 лет).
Примерные игры, игры-эстафеты: «Передал, садись!», «Вызов номеров», «Между двух огней», «Охраняй капитана», «Пионербол с двумя мячами».
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение выбирать водящих, капитанов, помощников. Порядок объяснения, руководства и подведение итогов игры.
/Пр/
3.Закрепление навыков проведения игр.
Примерное проведение игр: «Космонавты», «Светофор», «К своим флажкам», «Конники-спортсмены», «Море волнуется», «Салки с вариантами», «Белые медведи», «Бездомный заяц».
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: подготовка условий для игры, умение выбирать водящего, объяснение, руководство и подведение итогов игры.
/Пр/
4. Закрепление навыков проведения игр.
Примерные игры: «Ловля парами», «Отруби хвост», «Защита укреплений», «Два огня», «Борьба за мяч», «Охраняй капитана», «Пионербол».
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: закрепление сообщаемых ранее навыков. Умение формулировать педагогическую задачу. Взаимодействие с помощником.
/Пр/
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
5. Подвижные игры во внеурочных и внеклассных формах физического воспитания в школе».
Применение подвижных игр в группах продленного дня, в секциях, на переменах.
Примерные игры: «Колесо», «Шишки, желуди, орехи», «Перестрелка», «Вызов номеров», игры-эстафеты.
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение организовать игру и выступать с пед.анализом игры.
/Пр/
6. Подвижные игры в оздоровительных лагерях и массовых формах работы с населением.
Практический игровой материал: законспектировать 10 игр-аттракционов.
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: ведение записи игр по схеме, подбор игр-эстафет, игр-аттракционов, игры-поединки.
/Пр/
7. Организация и проведение соревнований по комплексу подвижных игр».
Основы организации культурно-спортивных праздников. Положение о проведении соревнований. Программа соревнований. Заявка на участие в спортивно-культурном празднике. Объявление, девиз, реквизиты награждения. План записи фонограмм, протокол результатов спортивно-культурного праздника. Составление сценария спортивно-культурного праздника. Применение подвижных игр на физкультурно-спортивных праздниках: «К своим флажкам», «Музыкальные змейки», «Бег командами», «Птицы и клетка», «Запрещенное движение».
/Пр/
Организация и проведение соревнований по подвижным играм. /Ср/
Сценарий, практическое проведение
8.Изучение основной стойки баскетболиста, поворотов и перемещений в защитной стойке. Ловля и передача двумя руками от груди. Изучение передач одной рукой от плеча, двумя от груди в движении. Техника выполнения штрафного броска. /Пр/
9. Изучение техники ведения мяча на месте и в движении. Техника выполнения броска одной рукой сверху в движении. /Пр/
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
10. Закрепление техники изученных приёмов. /Пр/
Чертёж баскетбольной площадки. /Ср/
Изучение правил соревнований. /Ср/
11. Изучение стоек, перемещений, остановок, верхней передачи мяча на месте и после перемещений. /Пр/
12. Изучение верхней и нижней прямой подачи. Ознакомление с расстановкой и функциями игроков. /Пр/
13. Изучение передачи двумя руками снизу, приём мяча с подачи. Закрепление техники изученных приёмов /Пр/
Чертёж волейбольной площадки. /Ср/
Изучение правил соревнований. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Собеседование. "5 баллов" - студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать; может самостоятельно исправить ошибки, допущенные в своей работе; предлагает корректные варианты исправления ошибок, допущенных другими обучающимися.
"4 баллов" - студент может излагать изученный материал по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией; может с помощью преподавателя или других студентов исправить ошибки, допущенные в своей работе.
" 2-3 баллов"- студент в целом владеет материалом по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки.
"1 балл" - ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов.
2.Реферат. "9-10 баллов" - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата).
"7-8 баллов" - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата).
"6 баллов" - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата).
"5 баллов" - Оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата).
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
3. Контрольные нормативы.
"9-10 баллов"- контрольный норматив выполнен без ошибок и в соответствии с заявленными требованиями уровнем;
"7-8 баллов"- контрольный норматив выполнен с незначительными ошибками и в соответствии с заявленными требованиями уровнем;
"5-6 баллов"- контрольный норматив выполнен с грубыми ошибками и в соответствии с заявленными требованиями уровнем
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта.
Зачёт выставляется обучающимся, имеющим по итогам текущего контроля не менее 61 балла.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Контрольные нормативы, 6*5-10=60 баллов
2. Реферат, 1*5-10=10 баллов
3. Собеседование, 6*3-5 баллов=30
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Минина Л. Н., Фейгель И. Г., Яхонтов Е. Р., Сысоев А. В.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
Шалаев О. С., Мишенькина В. Ф., Эртман Ю. Н., Ковыршина Е. Ю.
Подвижные игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Пакет офисных программ: MS Offiсe 2010 Professional + (Word, Excel, Power Point).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
http://www.data-express.ru/aibc-megapro/
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
https://www.biblio-online.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Зал для занятий спортивными играми №1, УК №2 Масленникова, 144 Универсальная разметка для игры в б/б, в/б, г/б, щиты стационарные для игры в баскетбол – 2, тренировочные стационарные баскетбольные щиты – 4, ворота для гандбола – 2, гимнастические скамейки 2, мяч в/б – 25, мяч б/б – 21, мяч г/б – 15, мячи теннисные – 20,телевизор – 2,сетки в/б – 2, стойки в/б – 4, коврики гимнастические – 4, маты – 2, скакалки – 20, медицинбол – 10, тренажерный зал – 1, тренажеры – 5, гантели – 6, раздевалки – 4, табло информационное – 1.
Количество компьютеров: для преподавателя - 1
Количество посадочных мест: для студентов – 110; для преподавателя – 1.
учебная доска, 22 учебных стола, 110 стульев, 1 стол для президиума, 4 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф для бумаг, 2 плазменные панели
Аудиосистема (усилитель, колонки, микрофон) – 1; мультимедиа проектор – 1.
Масленникова 144. Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 120; для преподавателя - 1
Учебная доска, 60 учебных столов, 120 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, тумбочка, 6 жалюзи.
Аудиосистема (микшер, колонки, микрофон) -1; Мультимедиа проектор 1.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ