МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА
Спортивные игры
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2019.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
ст.преп., Д.А. Бобровский
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Т.А. Кравчук _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
Протокол от 30.04.2022 г. № 14
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Ю.Н. Эртман
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2021 г. №
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ю.Н. Эртман ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ю.Н. Эртман ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ю.Н. Эртман _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Ю.Н. Эртман _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является получение обучающимися знаний, умений, навыков в организации профессионально-педагогической деятельности учителя и тренера-преподавателя по спортивным играм с различным контингентом занимающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Организация спортивно-массовых мероприятий
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Теория и методика физической культуры
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Спортивное ориентирование
Физическая культура и спорт
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.11: Умеет:
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; требований дополнительного образования;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
ПК-1.7: Знает:
- теоретические основы управления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры и спорта;
- теоретические и методические основы базовых видов спорта школьной программы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, подсобных помещений к ним, других мест проведения занятий;
- закономерности и условия достижения спортивных результатов в процессе состязаний;
ПК-2: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности
ПК-2.1: Знает:
- историю и современное состояние базовых видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта), их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
- методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в сфере спортивной подготовки и сфере образования;
- методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта, а также контроль и оценку технической и физической подготовленности занимающихся;
- правила судейства и организацию соревнований в базовых видах спорта
ПК-2.3: Умеет:
- использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач;
- контролировать и оценивать качество выполнения упражнений занимающимися в базовых видах спорта и определять ошибки в технике;
- нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности обучающихся
ПК-2.4: ИИмеет опыт:
- проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта;
- участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) по базовым видам спорта
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: Знает:
- методики обучения технике двигательных действий и развития физических качеств средствами базовых видов спорта;
УК-7.3: Знает:
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;
УК-7.4: Умеет:
- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности
- проводить занятия по общей физической подготовке
- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений
- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;
УК-7.5: Имеет опыт:
- владения техникой основных двигательных действий базовых видов спорта на уровне выполнения контрольных нормативов;
- самоконтроля и анализа своего физического состояния, физической подготовленности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Техника игры в баскетбол и методика обучения. /Лек/
Правила игры в баскетбол и методика судейства соревнований. /Лек/
1.Обучение основной стойке баскетболиста, поворотам и перемещениям в защитной стойке. Обучение ловле и передаче мяча двумя руками от груди. /Пр/
2.Обучение передачи мяча одной рукой от плеча (правой, левой). Обучение передаче мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча в движении. Обучение техники выполнения штрафного броска. Учебная игра. /Пр/
3.Обучение техники ведения мяча на месте. Обучение техники выполнения броска одной рукой сверху в движении. Учебная игра. Практика судейства.
Обучение технике выполнения ведения мяча в движении. Обучение технике выполнения броска одной рукой сверху в движении после ведения. Практика судейства. /Пр/
4.Закрепление техники изученных приемов. Учебная игра. Прием практических нормативов. /Пр/
5.Учебная практика: составление конспекта по баскетболу, обучение отдельному техническому элементу (стойке баскетболиста, остановкам, поворотам, перемещениям в защитной стойке). Обучение индивидуальным действиям в защите и в нападении. Учебная игра. Практика судейства. /Пр/
6.Учебная практика: обучение отдельному техническому элементу (ловле, передаче мяча). Обучение групповым действиям в защите. Учебная игра. Практика судейства. /Пр/
7.Учебная практика: обучение отдельному техническому элементу (ведению мяча). Обучение групповым действиям в нападении. Учебная игра. Практика судейства. /Пр/
8.Учебная практика: обучение отдельному техническому элементу (штрафному броску). Обучение командным действиям в защите. Учебная игра. /Пр/
9.Учебная практика: обучение отдельному техническому элементу (броску одной рукой сверху в движении). Обучение командным действиям в нападении. Учебная игра. Прием теории в объеме программы. /Пр/
Изучение правил по баскетболу. /Ср/
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Назначение разметки площадки. /Ср/
Составление конспекта. /Ср/
Техника и тактика баскетбола. /Ср/
Техника игры в волейбол и методика обучения. /Лек/
Правила игры в волейбол и методика судейства соревнований. /Лек/
1.Изучение стоек, перемещений, остановок, верхней передачи мяча на месте и после перемещений, над собой, назад за голову. Развитие быстроты перемещений. /Пр/
2.Изучение верхней прямой подачи. Ознакомление с расстановкой и функциями игроков при игре через игроков 3 и 1 зоны. Развитие силы мышц плечевого пояса. Учебная игра. Практика судейства. /Пр/
3.Изучение передачи мяча снизу двумя руками, приема мяча с подачи. Развитие ловкости и координации движений. Учебная игра. Практика судейства. /Пр/
4.Изучение техники прямого нападающего удара. Развитие прыгучести. Учебная игра. Практика судейства. /Пр/
5.Изучение техники одиночного и группового блокирования. Развитие быстроты реакции. Учебная игра с заданием (через игрока 3 зоны). Практика судейства. /Пр/
6.Закрепление техники изученных приемов. Учебная игра. Прием практических нормативов. /Пр/
7.Учебная практика: составление конспекта по волейболу. Проведение подготовительной части урока. Задачи урока физической культуры для 5-6 классов:
- учить технике стоек, перемещений, остановок; передачам двумя руками сверху, на месте, после перемещения; нижней прямой и боковой подачам;
- быстроту перемещений волейболиста.
Учебная игра. Практика судейства.
/Пр/
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
8.Учебная практика: Проведение подготовительной части урока. Задачи урока физической культуры для 6-7 классов:
- учить технике передачи мяча двумя руками снизу, приема мяча с подачи;
- развивать ловкость и координацию движений.
Ознакомление с командными тактическими действиями в нападении.
/Пр/
9.Учебная практика: проведение подготовительной части урока. Задачи урока физической культуры для 7-8 классов:
- учить технике верхней прямой подачи;
- развивать силу рук.
Ознакомление с системой игры в защите «углом вперед». Учебная игра. Практика судейства.
/Пр/
10.Учебная практика: проведение подготовительной части урока. Задачи урока физической культуры для 8-9 классов:
- учить технике прямого нападающего удара;
- развивать прыгучесть.
Ознакомление с системой игры в защите «углом назад». Учебная игра. Практика судейства.
/Пр/
11.Учебная практика: проведение подготовительной части урока. Задачи урока физической культуры для 9-11 классов:
- учить технике одиночного блокирования;
- развивать скоростно-силовые качества;
Прием теории в объеме программы.
/Пр/
Чертеж волейбольной площадки. /Ср/
Составление конспекта. /Ср/
Изучение правил соревнований. Судейская терминология и жестикуляция. /Ср/
Методика обучения основным техническим приемам. /Ср/
Правила игры в гандбол и методика судейства соревнований. /Лек/
1.Обучение стойкам, перемещениям, остановкам. Обучение ловле и передаче мяча согнутой рукой от плеча. Обучение ведению мяча. /Пр/
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
2.Дальнейшее обучение ловле, передаче и ведению мяча.
Обучение броску согнутой рукой сверху в опорном положении (после скрестных шагов). Дальнейшее обучение ведению мяча и броску в опорном положении.
Обучение броску согнутой рукой сверху в прыжке.
/Пр/
3.Дальнейшее обучение броску в прыжке. Обучение держанию игрока. Обучение броску с линии.
Дальнейшее обучение броску в прыжке и опорном положении.
/Пр/
4.Обучение технике игры вратаря. Обучение перехвату мяча. Обучение быстрому одиночному отрыву.
Дальнейшее обучение броску мяча с линии и в прыжке.
/Пр/
5.Обучение штрафному броску. Расстановка игроков в защите и нападении (групповые действия). Сдача практических нормативов. Дальнейшее обучение ловле и передаче, ведению мяча. Обучение броскам с крайних позиций, заслонам. /Пр/
6.Учебная практика: составление конспекта по гандболу. Обучение отдельному техническому приему (передача, ведение, бросок). Задачи урока:
-дальнейшее обучение ловле и передаче, ведению мяча;
-обучение броскам с крайних позиций, заслонам.
/Пр/
7.Учебная практика: обучение отдельному техническому приему (передача, ведение, бросок). Задачи урока:
-дальнейшее обучение броску с крайних позиций;
-совершенствование броска в прыжке.
/Пр/
8.Учебная практика: обучение отдельному техническому приему (передача, ведение, бросок). Задачи урока:
-обучение финтам;
-обучение перехвату мяча.
/Пр/
9.Учебная практика: обучение отдельному техническому приему (передача, ведение, бросок). Задачи урока:
-дальнейшее обучение финтам;
-обучение групповым взаимодействиям в нападении.
/Пр/
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Мини-гандбол в школе. Организация и проведение занятий по гандболу на уроках в школе. /Ср/
Программный материал для общеобразовательной школы. /Ср/
Изучение правил соревнований. Судейская терминология и жестикуляция. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Выполнение контрольных нормативов 3 15
Устный опрос 3 9
Конспект, проведение занятия 3 9
Реферат 3 3
Чертеж игрового поля 2 6
Тестовые задания 6 6
Презентация 2 6
Анализ занятий 2 6
Итого: 60
5.2. Промежуточная аттестация
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Железняк Ю. Д., Нестеровский Д. И., Иванов В. А., Голенко В. А.
Теория и методика спортивных игр: учеб. для студентов вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
Макаров Ю. М., Рамзайцева А. А.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гандбол: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Таран И. И., Беляев А. Г., Поповская М. Н., Игнатенков Н. Е.
Спортивные игры: основы обучения технике игры: учеб.-метод. пособие пособие
Ковыршина Е. Ю., Эртман Ю. Н., Кириченко В. Ф.
Разновидности спортивных игр: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
Зал для занятий спортивными играми №1, УК №2 Масленникова, 144
Универсальная разметка для игры в б/б, в/б, г/б, щиты стационарные для игры в баскетбол – 2, тренировочные стационарные баскетбольные щиты – 4, ворота для гандбола – 2, гимнастические скамейки 2, мяч в/б – 25, мяч б/б – 21, мяч г/б – 15, мячи теннисные – 20,телевизор – 2,сетки в/б – 2, стойки в/б – 4, коврики гимнастические – 4, маты – 2, скакалки – 20, медицинбол – 10, тренажерный зал – 1, тренажеры – 5, гантели – 6, раздевалки – 4, табло информационное – 1.
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Количество компьютеров: для преподавателя - 1
Количество посадочных мест: для студентов – 110; для преподавателя – 1.
учебная доска, 22 учебных стола, 110 стульев, 1 стол для президиума, 4 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф для бумаг, 2 плазменные панели
Аудиосистема (усилитель, колонки, микрофон) – 1; мультимедиа проектор – 1. WindowsXPSP3 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная.
MSOffice 2007, ЗАО «Коммед» СФ № 720655 от 06.04.2007, лицензия бессрочная
АнтивирусКасперского 6.0 workstation - Договор 49-07/13 от 23.07.2013,
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная.
Масленникова 144. Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 120; для преподавателя - 1
Учебная доска, 60 учебных столов, 120 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, тумбочка, 6 жалюзи.
Аудиосистема (микшер, колонки, микрофон) -1; Мультимедиа проектор 1. WindowsXPSP3 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная.
MSOffice 2007, ЗАО «Коммед» СФ № 720655 от 06.04.2007, лицензия бессрочная
АнтивирусКасперского 6.0 workstation - Договор 49-07/13 от 23.07.2013,
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ