МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Становление российской государственности
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд. ист. наук, доц., Волхонская Г.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Кравчук Т.А. _________________
Становление российской государственности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 29.04.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, этапах в истории России, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в мировой цивилизации; навыков получения, анализа и обобщения исторической информации; высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культурного многообразия мира, активной жизненной позиции в личностном и социальном планах.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
История физической культуры и спорта
Олимпийское движение и профессиональный спорт
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4: Знает:
- закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем;
- основные этапы и важнейшие события истории России;
- роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе;
УК-5.8: Умеет:
- анализировать социокультурные проблемы современности с исторических позиций, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре;
- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
УК-5.9: Имеет опыт:
- анализа исторических источников;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Формирование Древнерусской государственности
Формирование Древнерусской государственности /Лек/
1. Этногенез славян
2. Предпосылки образования Древнерусского государства.
3. Первые киевские князья (1Х – сер. Х в.).
4. Расцвет Древнерусского государства (П пол. Х – сер. Х1 вв.)
5. Древнерусское государство в период феодальной раздробленности
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Генезис и эволюция древнерусской государственности IX-XII вв. /Пр/
1. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Причины возникновения государства у восточных славян.
2. Возникновение и развитие Киевской Руси. Деятельность первых киевских князей.
3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности.
Формирование Древнерусской государственности /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, выполнению контрольной работы (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 2. Образование Российского централизованного государства
Образование Российского централизованного государства /Лек/
1. Монголо-татарское нашествие и его последствия.
2. Причины и особенности образования единого российского государства.
3. Политическая централизация Руси (XIII в. - начало XVI в.)
4. Правление Ивана Грозного): поиск альтернативных путей социально – политического развития Руси.
5. Смутное время: причины, ход, итоги.
Русь в период формирование российского централизованного государства /Пр/
1. Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Российского государства.
2. Причины и особенности образования единого российского государства.
3. Политическая централизация Руси (XIII в. - начало XVI в.)
Образование Российского централизованного государства /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 3. Образование Российской империи (XVIII- начало XX вв.)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Образование Российской империи (XVIII- начало XX вв.) /Лек/
1. Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.
2. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм»
3. Александр I и его попытки реформирования политической системы в России; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.
4. Реформы Александра II.
Россия в XVIII-XIX вв. /Пр/
1. Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.
2. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм»
3. Александр I и его попытки реформирования политической системы в России; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.
4. Крестьянский вопрос: этапы решения. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты.
Образование Российской империи
(XVIII- начало XX вв.)
/Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 4. Становление и развитие Советского государства.
Становление и развитие Советского государства /Лек/
1. Утверждение тоталитарного режима в СССР.
2. Политика большого скачка: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
3. Вторая мировая война.
СССР в послевоенный период (1945-1991) /Пр/
1. Развитие СССР в период "хрущевской оттепели".
2. Развитие СССР в застойный период.
3. Политика перестройки: сущность, осуществление, итоги.
Становление и развитие Советского государства /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 5. Формирование и развитие новой российской государственности (1992-2020 гг.).
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. Внутриполитическое развитие России в начале XXI веке
2. Социально-экономическое развитие России в начале XXI веке
3. Россия в системе современных международных отношений
Формирование и развитие новой российской государственности (1992-2020 гг.). /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль (для студентов очной формы обучения)
Тест (0-5 баллов)
а) верно выполнено 92-100 % тестовых заданий – 5 баллов;
б) верно выполнено 84-91 % тестовых заданий – 4 балла;
в) верно выполнено 76-83 % тестовых заданий – 3 балла;
г) верно выполнено 68-75 % тестовых заданий – 2 балла;
д) верно выполнено 60-67 % тестовых заданий – 1 балл;
е) верно выполнено 0-59 % тестовых заданий – 0 баллов.
Эссе (0-10 баллов) оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события, соотносит его с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 9/10 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 7/8 баллов
в) студент умеет работать с историческими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется исторической терминологией – 5/6 баллов
г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется исторической терминологией, допускает ошибки – 3/4 балла;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 1/2 балла;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.
Собеседование (устный ответ) (0-5 баллов за одно семинарское занятие)
Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:
а) студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов; пользуется исторической терминологией; участвует в дискуссии; умеет аргументированно отстаивать свою позицию – 5 баллов;
б) студент достаточно подробно излагает изученный материал; с некоторыми ошибками характеризует исторические процессы и факты; пользуется исторической терминологией; участвует в дискуссии – 4 балла;
в) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов, мало пользуется исторической терминологией – 3 балла;
в) студент может излагать изученный материал, но допускает значительные ошибки, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 2 балла;
г) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией - 1 балл;
д) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов
Контрольная работа (итоговая) (до 20 баллов)
Контрольная работа оценивается по следующей схеме (до 5 баллов за каждый вопрос, всего 4 вопроса):
а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и философскими текстами; демонстрирует понимание изученного материала; корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 16/20 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и философскими текстами; демонстрирует понимание изученного материала (с незначительными ошибками); корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы – 10/15 баллов (в зависимости от количества и характера допущенных ошибок);
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
в) студент в целом владеет материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется философской терминологией, допускает ошибки – 5/9 баллов;
г) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов либо содержащий плагиат – 0/4 балла.
Посещаемость лекционных и семинарских занятий 100 % - 11 баллов
5.2. Промежуточная аттестация
Аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля. «Зачтено» - студент получает при наличии от 61 до 100 баллов без дополнительного собеседования. «Не зачтено» – в процессе изучения дисциплины студент набрал менее 61 балла.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Виды работ
Собеседование (устный ответ) 5 30
Тест 5 30
Эссе 10 10
Контрольная работа 20 20
Итоговый тест 10 10
Посещаемость 11
Итого 61 100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/88166
Бабаев Г. А., Иванушкина В. В., Трифонова Н. О.
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/80987
История. История России XX - начала XXI века: учеб. пособие для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/78567
6.1.2. Дополнительная литература
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение): учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Изд-во МПГУ, 2018
https://www.iprbookshop.ru/79050
Пыж В. В., Кислицына И. Л.
История (История России с древнейших времен до распада Древнерусского государства): учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Сушко А. В., Глазунова Т. В., Гермизеева В. В., Петин Д. И., Машкарин М. И., Рыбаков Р. В.
История России: учеб. пособие для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/78435
История России: учеб. для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/71152
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
- программа для просмотра видео и набор соответствующих кодеков;
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к помещениям для осуществления контактной работы
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор. - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ