2021-2022_42_03_01 РиСО заочно 2019_plx_Теория и практика медиакоммуникаций
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теория и практика медиакоммуникаций
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
42.03.01 РиСО заочно 2019.plx

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.06.05
 
экзамены 4 зачеты 3 курсовые работы 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13
самостоятельная работа
173
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере физической культуры и спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
4
4
12
12
Практические
6
6
6
6
6
6
18
18
Итого ауд.
10
10
10
10
10
10
30
30
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
10
10
30
30
Сам. работа
62
62
58
58
53
53
173
173
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
72
72
72
72
72
72
216
216
 
 
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Слепцова Татьяна Васильевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Теория и практика медиакоммуникаций
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)
 
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 18.05.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить обучающихся к проектной и технологической видам деятельности для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки.
1.2
Учебно-методический материал дисциплины способствует совершенствованию познавательной и коммуникативной деятельности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью, развивает творческое мышление, способствует углубленному пониманию теоретического материала по вопросам специфики видов СМИ и жанров, функционирования российских СМИ, анализу сегментов рынка российских СМИ.
1.3
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется анализу информации в российских и мировых СМИ, а также подготовке журналистских материалов – информационных, аналитических, художественно-публицистических.
1.4
Содержание программы соответствует объектам профессиональной деятельности: пресс-службы государственных, коммерческих и общественных  организаций федерального, регионального и местного уровней, пиар-агентства, информационные агентства, рекламные агентства, телерадиокомпании, редакции печатных и интернет-СМИ, консалтинговые агентства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в коммуникационные специальности
2.1.2
Психология рекламы и связей с общественностью
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Преддипломная практика
2.2.3
Социология рекламы и связей с общественностью
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
 
ОПК-1.10: Умеет

- определять актуальность и значимость информации для массовой аудитории;

- соотносить информационный повод с повесткой дня;

 
ОПК-1.16: Имеет опыт:

- производства журналистских материалов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем;

 
ОПК-1.4: Знает

- современные теории массмедиа, системы СМИ, подходы к изучению СМИ;

- основы медиаэкономики, медиапроизводства и медиапродвижения;

 
ОПК-4: Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.10: Умеет:

- разделять журналистскую и нежурналистскую информацию, первостепенную и второстепенную информацию, различать факты и мнения;

 
ОПК-4.15: Имеет опыт:

- работы с источниками информации, обработки информации традиционными методами и с помощью компьютерных технологий;

- осуществления под контролем профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта;

 
ОПК-4.4: Знает:

- особенности профессии журналиста;

- правовые и этические аспекты работы в СМИ;

- жанры СМИ, основные характеристики медиапродукта и массовой аудитории;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общие закономерности развития системы СМИ
0
 
стр. 5
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
1.1
Журналистика как система средств массовой информации и сфера массово-информационной деятельности

Тенденции формирования и функционирования современных СМИ

Системные характеристики СМИ /Лек/

2
ОПК-4.4 ОПК-1.4
2
Аспекты взаимодействия современной журналистики и пиара в мировой практике и в условиях российской действительности. Социальные функции журналистики. Массовая информация как центральная категория журналистики. Понятие об информационном обществе, информационном пространстве и информационных потребностях общества. Массовые информационные потоки как способ актуального существования массовой информации.  Роль массовой информации в современном мире. Понятие о системе средств массовой информации. Закон РФ «О средствах массовой информации». Традиционные и новые СМИ. Специфика печатных и электронных российских СМИ. Интернет-журналистика. Инфраструктура журналистики. Типологическая палитра средств массовой информации Рос-сии.  Новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. Глобализация и СМИ. Интернет и СМИ. Аудитория и типологический вектор pегиональных и местных СМИ. Аудитория и типологические характеристики общероссийских СМИ. Типология и эффективность СМИ. Понятие СМИ. Целостность системы СМИ. Компоненты системы СМИ. СМИ как структура.
0
 
стр. 6
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
1.2
Периодическая печать в системе СМИ

Телевидение и радиовещание в системе СМИ

Информационные агентства в системе СМИ /Лек/

2
ОПК-4.4 ОПК-1.4
2
Коммуникативные характеристики  печатных СМИ. Классификация печатных СМИ России. Виды периодических изданий. Российский газетный и журнальный  рынок и аудитория печатных СМИ. Региональная периодика. Местная (районная, городская) пресса. Современные технологии производства печатных изданий. Коммуникативные характеристики и социальные функции  телевидения. Перспективы технологического развития телевидения. Классификации телевизионных СМИ. Виды телевизионного вещания:кабельное, эфирное, спутниковое. Субъекты упрпаления ТВ. Классификации телевизионных передач и проектов. Современные технологии производства телевизионных проектов и программ. Радио как электронное СМИ. Социальные функции радио. Субъекты управления радио. Жанры радиожурналистики. Современные технологии производства радиопрограмм. Информационные агентства как социальные субъекты, за-нимающееся сбором оперативной информации и снабжающие этой информацией СМИ. Факт и новость, предназначенные для журналистов - основные единицы продукции инфор¬магентств. Глобальные телесети новостей на информационном рынке.
0
 
стр. 7
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
1.3
Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Журналистика и пиар: аспекты взаимодействия.

Журналистика как система средств массовой информации.  /Пр/

2
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Предмет и задачи  курса. Журналистика как наука и область профессиональной деятельности.  Определение понятий: «журналистика», «пиар», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «пресса»,  «массмедиа», «массовая информация», «социальная информация», «аудитория СМИ».  Социально-политические процессы и функционирование журналистики. Аспекты взаимодействия современной журналистики и пиара в мировой практике и в условиях российской действительности. Социальные функции журналистики. Массовая информация как центральная категория журналистики. Специфика социальной и массовой информации. Признаки массовой информации. Характерные особенности журналистской информации и критерии ее качественной оценки. Понятие об информационном обществе, информационном пространстве и информационных потребностях общества. Массовые информационные потоки как способ актуального существования массовой информации.  Роль массовой информации в современном мире. Понятие о системе средств массовой информации. Закон РФ «О средствах массовой информации». Традиционные и новые СМИ. Специфика печатных и электронных российских СМИ. Интернет-журналистика. Инфраструктура журналистики.
0
 
1.4
Тенденции формирования и функционирования современных СМИ.

Системные характеристики СМИ.  /Пр/

2
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Типологическая палитра средств массовой информации Рос-сии.  Новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная. Глобализация и СМИ. Интернет и СМИ. Аудитория и типологический вектор pегиональных и мест¬ных СМИ. Аудитория и типологические характеристики общероссий¬ских СМИ. Типология и эффективность СМИ. Понятие СМИ. Целостность системы СМИ. Компоненты системы СМИ. СМИ как структура.
0
 
стр. 8
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
1.5
Периодическая печать в системе СМИ.

Телевидение в системе СМИ.

Радиовещание в системе СМИ.

Информационные агентства в системе СМИ.   /Пр/

2
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Коммуникативные характеристики  печатных СМИ. Классификация печатных СМИ России. Виды периодических изданий. Российский газетный и журнальный  рынок и аудитория печатных СМИ. Региональная периодика. Местная (районная, городская) пресса. Современные технологии производства печатных изданий. Жанры современной журналистики. Коммуникативные характеристики и социальные функции  телевидения. Перспективы технологического развития телевидения. Классификации телевизионных СМИ. Виды телевизионного вещания:кабельное, эфирное, спутниковое. Субъекты упрпаления ТВ. Классификации телевизионных передач и проектов. Современные технологии производства телевизионных проектов и программ. Радио как электронное СМИ. Социальные функции радио. Субъекты управления радио. Жанры радиожурналистики. Современные технологии производства радиопрограмм. Информационные агентства как социальные субъекты, за-нимающееся сбором оперативной информации и снабжающие этой информацией СМИ. Факт и новость, предназначенные для журналистов - основные единицы продукции инфор-магентств. Глобальные телесети новостей на информационном рынке.
0
 
стр. 9
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
1.6
Журналистика как система средств массовой информации /Ср/
30
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Закон РФ о СМИ (декабрь 1991). Специфика жанров современной журналистики. Специфика печатных и электронных СМИ. Список распространённых общероссийских и региональных СМИ Контент-анализ новостной  информации, идущей по открытым каналам (за последние 3 – 5 дней) Контент-анализ периодического печатного издания (по выбору студента). Материал, относящийся к информационным жанрам (интервью, заметка, репортаж, информация). Информационная политика выбранного телевизионного канала. Контент-анализ  сетки вещания телевизионного канала Новостные выпуски федерального или регионального  канала (по выбору студента) за последние 2-3 дня. Информационная политика выбранного информационного агентства федерального или регионального уровня. Р Контент-анализ новостей, размещённых на сайте агентства.
0
 
 
Раздел 2. Теория и методика журналистского творчества 
0
 
2.1
Журналистский текст как средство массовой коммуникации и носитель информации /Ср/
8
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Текст, относящийся к одному из информационных жанров (интервью, заметка, репортаж, информация). Таблица «Использование методов журналистики в процессе подготовке журналистских текстов»
0
 
2.2
Система жанров современной журналистики /Ср/
8
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Специфика информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров журналистики. Текст, относящийся к одному из аналитических жанров (статья, рецензия, обозрение, корреспонденция).
0
 
2.3
Идейно-тематическое своеобразие  журналистских произведений /Ср/
8
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
3 текста, относящихся к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим  жанрам. Композиционные особенности текста, жанрообразующие признаки.
0
 
2.4
Элементарные выразительные средства журналистики /Ср/
8
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
2
Выразительные средства журналистики в текстах, относящихся к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим жанрам (не менее 3-х текстов).
0
 
 
Раздел 3. Специфика российского медиарынка
0
 
стр. 10
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
3.1
Состояние российского медиарынка и перспективы его развития.  /Пр/
4
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Общая характеристика. Российский печатный рынок. Региональная периодика. Местная (городская, районная пресса). Журнальный рынок России. Система распространения прессы. Рынок региональных электронных СМИ. Понятие о редакционных холдингах (издательских домах) и рекламном рынке. Столичные и региональные медиахолдинги. Реклама в печатных СМИ. Интернет как источник информации. Генезис и специфика функционирования интернет-журналистики. Гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность Интернет-СМИ. Электронные версии современных газет и журналов. Контент-анализ отдельных Web-изданий.
0
 
3.2
Рекламные и онлайновые издания. /Пр/
2
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Общая характеристика рекламных изданий и их функции. Классификационные характеристики рекламных изданий. Типы рекламных изданий. Производство и распространение рекламных изданий.
0
 
3.3
Состояние российского медиарынка и перспективы его развития /Ср/
16
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Контент-анализ выбранного вами сегмента периодики (общественно-политические издания, экономической направленности, для детей и подростков и т.п.). Количественные и качественные характеристики сайтов омских СМИ. Информационная политика выбранного онлайнового издания.
0
 
3.4
Рекламные и онлайновые издания /Ср/
10
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Концепция рекламного издания:  тематическая направленность, содержание, способы распространения. Контент-анализ одного из видов рекламных изданий: направленность, цель и задачи,  аудитория, содержание, способы распространения.
0
 
 
Раздел 4. Эффективность деятельности СМИ 
0
 
стр. 11
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
4.1
Социальные роли и функции журналистики и СМИ. /Лек/
2
ОПК-4.4 ОПК-1.4
3
Проблема социально-ролевой характеристики журналистики. Производственно-экономическая роль журналистики. Регулирующая роль. СМИ в управлении обществом.  Информационно-коммуникативная роль журналистики. Духовно-идеологическая роль. Соотношение социальных ролей журналистики. Противоречивость вопроса в определении функций журналистики. Функция интеграции. Проблема сохранения информационного пространства. Функция познания (самопознания). Пропагандистская, агитационная и организаторская функции. Просветительская функция. Функция психологической разрядки. Служебно-профессиональная функция. СМИ  и социальный контроль.
0
 
4.2
Аудитория СМИ.

Общественное мнение как социальный феномен.  /Лек/

2
ОПК-1.4
3
Понятие об аудитории СМИ. Аудитория как носитель массового сознания. Параметры аудитории СМИ. Особенности состава аудитории интернет-СМИ. Современный взгляд на проблему «СМИ – аудитория». Парадигмы журналистского творчества. Изучение  аудитории СМИ. Специфика общественного сознания Социальные институты и социальные группы как элементы общественной системы. Направленность журналистской пропаганды и агитации на общественное сознание. Строение общественного сознания.  Проблема взаимоотношений пропаганды со СМИ. Общественное мнение как подвижный и изменчивый компонент сознания.
0
 
стр. 12
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
4.3
Социальные роли журналистики /Ср/
10
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Контент – анализ информации, идущей по открытым каналам (пресса, радио, телевидение, интернет-порталы), с точки зрения социально-ролевой характеристики журналистских материалов. Проблема социально-ролевой характеристики журналистики. Производственно-экономическая роль журналистики. Регулирующая роль. СМИ в управлении обществом.  Информационно-коммуникативная роль журналистики. Духовно-идеологическая роль. Соотношение социальных ролей журналистики. Противоречивость вопроса в определении функций журналистики. Функция интеграции. Проблема сохранения информационного пространства. Функция познания (самопознания). Пропагандистская, агитационная и организаторская функции. Просветительская функция. Функция психологической разрядки. Служебно-профессиональная функция. СМИ  и социальный контроль. Понятие об аудитории СМИ. Аудитория как носитель массового сознания. Параметры аудитории СМИ. Особенности состава аудитории интернет-СМИ. Современный взгляд на проблему «СМИ – аудитория». Парадигмы журналистского творчества. Изучение  аудитории СМИ. Специфика общественного сознания Социальные институты и социальные группы как элементы общественной системы. Направленность журналистской пропаганды и агитации на общественное сознание. Строение общественного сознания.  Проблема взаимоотношений пропаганды со СМИ. Общественное мнение как подвижный и изменчивый компонент сознания.
0
 
стр. 13
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
4.4
Аудитория СМИ /Ср/
8
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Аудитория печатных и электронных СМИ (не менее 5 СМИ). Проблема социально-ролевой характеристики журналистики. Производственно-экономическая роль журналистики. Регулирующая роль. СМИ в управлении обществом.  Информационно-коммуникативная роль журналистики. Духовно-идеологическая роль. Соотношение социальных ролей журналистики. Противоречивость вопроса в определении функций журналистики. Функция интеграции. Проблема сохранения информационного пространства. Функция познания (самопознания). Пропагандистская, агитационная и организаторская функции. Просветительская функция. Функция психологической разрядки. Служебно-профессиональная функция. СМИ  и социальный контроль. Понятие об аудитории СМИ. Аудитория как носитель массового сознания. Параметры аудитории СМИ. Особенности состава аудитории интернет-СМИ. Современный взгляд на проблему «СМИ – аудитория». Парадигмы журналистского творчества. Изучение  аудитории СМИ. Специфика общественного сознания Социальные институты и социальные группы как элементы общественной системы. Направленность журналистской пропаганды и агитации на общественное сознание. Строение общественного сознания.  Проблема взаимоотношений пропаганды со СМИ. Общественное мнение как подвижный и изменчивый компонент сознания.
0
 
стр. 14
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
4.5
Функции журналистики и СМИ /Ср/
4
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Информационные сообщения, соотносящиеся с каждой функцией журналистики. Проблема социально-ролевой характеристики журналистики. Производственно-экономическая роль журналистики. Регулирующая роль. СМИ в управлении обществом.  Информационно-коммуникативная роль журналистики. Духовно-идеологическая роль. Соотношение социальных ролей журналистики. Противоречивость вопроса в определении функций журналистики. Функция интеграции. Проблема сохранения информационного пространства. Функция познания (самопознания). Пропагандистская, агитационная и организаторская функции. Просветительская функция. Функция психологической разрядки. Служебно-профессиональная функция. СМИ  и социальный контроль. Понятие об аудитории СМИ. Аудитория как носитель массового сознания. Параметры аудитории СМИ. Особенности состава аудитории интернет-СМИ. Современный взгляд на проблему «СМИ – аудитория». Парадигмы журналистского творчества. Изучение  аудитории СМИ. Специфика общественного сознания Социальные институты и социальные группы как элементы общественной системы. Направленность журналистской пропаганды и агитации на общественное сознание. Строение общественного сознания.  Проблема взаимоотношений пропаганды со СМИ. Общественное мнение как подвижный и изменчивый компонент сознания.
0
 
стр. 15
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
4.6
Общественное мнение как социальный феномен. /Ср/
10
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10 ОПК-1.16
3
Анкета, цель которой - определение общественного мнения об информационной политике одного из омских СМИ. Проблема социально-ролевой характеристики журналистики. Производственно-экономическая роль журналистики. Регулирующая роль. СМИ в управлении обществом.  Информационно-коммуникативная роль журналистики. Духовно-идеологическая роль. Соотношение социальных ролей журналистики. Противоречивость вопроса в определении функций журналистики. Функция интеграции. Проблема сохранения информационного пространства. Функция познания (самопознания). Пропагандистская, агитационная и организаторская функции. Просветительская функция. Функция психологической разрядки. Служебно-профессиональная функция. СМИ  и социальный контроль. Понятие об аудитории СМИ. Аудитория как носитель массового сознания. Параметры аудитории СМИ. Особенности состава аудитории интернет-СМИ. Современный взгляд на проблему «СМИ – аудитория». Парадигмы журналистского творчества. Изучение  аудитории СМИ. Специфика общественного сознания Социальные институты и социальные группы как элементы общественной системы. Направленность журналистской пропаганды и агитации на общественное сознание. Строение общественного сознания.  Проблема взаимоотношений пропаганды со СМИ. Общественное мнение как подвижный и изменчивый компонент сознания.
0
 
 
Раздел 5. Правовые и этические нормы СМИ
0
 
стр. 16
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
5.1
Правовое поле российских СМИ  /Лек/
4
ОПК-4.4 ОПК-1.4
4
Российское законодательство о СМИ. Правовой статус СМИ. Информационная безопасность общества и личности. Принципы законодательного регулирования в области массовой информации. Основные понятия из сферы СМИ. Процедура создания СМИ, основания для прекращения и приостановления их деятельности. Статус редакции и учредителя СМИ. Порядок распространения массовой информации. Права СМИ и гарантии их соблюдения. Обязанности СМИ и ответственность за их невыполнение. Права и обязанности журналиста. Принципы межгосударственного сотрудничества в области массовой информации. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.
0
 
5.2
Понятие о профессиональной этике журналиста.  /Пр/
2
ОПК-4.4 ОПК-1.4
4
Этика как учение о морали и нравственности. Нравственные аспекты журналистской деятельности. Профессионально-этические правила и нормы. Этика профессиональная и служебная. Кодекс как механизм саморегуляции в журналистских сообществах. Проблема факта и комментария. Проблема «скрытой рекламы». Судебные разбирательства. 
0
 
5.3
пецифика отношений «журналист – источник информации», «журналист – коллеги», «журналист – власть».  /Пр/
4
ОПК-4.4 ОПК-1.4
4
Нравственные аспекты журналистской деятельности. Этика профессиональная и служебная. Отношения журналистов с источниками информации. Профессиональная этика в редакциях и телерадиокомпаниях. Нравственные аспекты журналистской деятельности. Этика профессиональная и служебная. Отношения журналистов и СМИ с властными структурами и социальными институтами. Освещение в СМИ предвыборных кампаний и выборов в ооганы управления.
0
 
стр. 17
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
5.4
Правовое поле российских СМИ. /Ср/
26
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10
4
Нормативно-правовая база российских  СМИ. Законы о СМИ, Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Российское законодательство о СМИ. Правовой статус СМИ. Информационная безопасность общества и личности. Принципы законодательного регулирования в области массовой информации. Основные понятия из сферы СМИ. Процедура создания СМИ, основания для прекращения и приостановления их деятельности. Статус редакции и учредителя СМИ. Порядок распространения массовой информации. Права СМИ и гарантии их соблюдения. Обязанности СМИ и ответственность за их невыполнение. Права и обязанности журналиста. Принципы межгосударственного сотрудничества в области массовой информации. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.
0
 
5.5
Понятие о профессиональ-ной этике журналиста.  /Ср/
27
ОПК-4.10 ОПК-4.15 ОПК-1.10
4
Специфика отношений «журналист – власть», «журналист – коллеги», «журналист – аудитория СМИ», «журналист – источник информации». Нравственные аспекты журналистской деятельности. Этика профессиональная и служебная. Отношения журналистов с источниками информации. Профессиональная этика в редакциях и телерадиокомпаниях. Нравственные аспекты журналистской деятельности. Этика профессиональная и служебная. Отношения журналистов и СМИ с властными структурами и социальными институтами. Освещение в СМИ предвыборных кампаний и выборов в ооганы управления.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Устный опрос

а) Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос (вопросы), показана совокупность осознанных  знаний заданной тематики, проявляющаяся в свободном построении предложений. Студент демонстрирует глубокие и прочные знания материала по заданным вопросам, исчерпывающе и последовательно, грамотно и логически стройно его излагает - 4 баллов

б) Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос (вопросы), показана совокупность осознанных знаний; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений. Студент твердо знает материал по заданным вопросам, грамотно и последовательно его излагает, но допускает несущественные неточности - 3 балла

в) Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос (вопросы). Студент владеет знаниями только по основному материалу, но не знает отдельных деталей и особенностей, допускает лексико-грамматические ошибки и испытывает затруднения с формулировкой правильного ответа - 2 балла

г) Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки. Студент знает только отдельные моменты, относящиеся к заданным вопросам, слабо владеет понятийным аппаратом, нарушает последовательность в изложении материала - 1 балл

д) Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы 

 
стр. 18
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы темы - 1-0 баллов

Решение ситуационных задач

Высокий - Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности - 6 б.

Средний - Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала -5-4 б.

Ниже среднего - Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения  - 3-2 б.

Низкий - Обучающийся не может решить задачу -1-0 б.

Слайд-презентация

а) Презентация содержит собственные данные, позволяющие сделать выводы. Слайды содержат рисунки, фотографии, схемы, фрагменты таблиц. При использовании не своей информации обязательны сноски на источники информации. Лаконичность, логичность и последовательность представления информации - 6 баллов

б) Презентация иллюстрирует доклад, частично его дублирует. Презентация не содержит собственных данных. При использовании не своей информации отсутствуют сноски на источники информации. Слайды последовательны, но содержат слишком много развернутой информации - 5-4 баллов/балла

в) Презентация иллюстрирует доклад, частично его дублирует. Презентация не содержит собственных данных. При использовании не своей информации отсутствуют сноски на источники информации. Слайды последовательны, но содержат слишком много развернутой информации и 3-4 грамматические или стилистические ошибки - 3-2 балла

г) Презентация иллюстрирует доклад, дублируя его. Презентация не содержит собственных данных. При использовании не своей информации отсутствуют сноски на источники информации. Слайды непоследовательны,  содержат слишком много развернутой информации и более 4 грамматических или стилистических ошибки - 1-0 балл/баллов.

Творческое задание

Высокий - Задание выполнено полностью, в рамках регламента, установленного на публичную презентацию, обучающийся приводит (подготовил) полную четкую аргументацию выбранного решения на основе качественно сделанного анализа. Демонстрируются хорошие теоретические знания, имеется собственная обоснованная точка зрения на проблему и причины ее возникновения. - 10-9 б.

Средний - Задание выполнено полностью, но в рамках установленного на выступление регламента, обучающийся не приводит (не подготовил) полную четкую аргументацию выбранного решения. Имеет место излишнее теоретизирование, или наоборот, теоретическое обоснование ограничено, имеется собственная точка зрения на проблемы, но не все причины ее возникновения установлены. - 8-6 б.

Ниже среднего - Задание выполнено более чем на 2/3, но в рамках установленного на выступление регламента, обучающийся расплывчато раскрывает решение, не может четко аргументировать свой выбор, показывает явный недостаток теоретических знаний. Выводы слабые, свидетельствуют о недостаточном анализе фактов, в основе решения может иметь место интерпретация фактов или предположения. Собственная точка зрения на причины возникновения проблемы не обоснована или отсутствует - 5-3 б.

Низкий Кейс-задание не выполнено, или выполнено менее чем на треть. Отсутствует детализация при анализе кейса, изложение устное или письменное не структурировано. - 2-1 б.

Письменная работа

Высокий - Соответствие требованиям по информации и оформлению - 10-8 б.

Средний - Частичное соответствие требованиям по информации и оформлению - 7-6 б.

Ниже среднего - Допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению - 5-3 б.

Низкий - Недопустимое соответствие требованиям по информации и оформлению - 2-0 б.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в виде экзамена. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине  только в случае наличия у него достаточного количества баллов, накопленных в процессе изучения дисциплины (не менее 40 баллов). Экзамен проходит в виде собеседования по утвержденным экзаменационным билетам.

Вопросы для промежуточной аттестации

1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.

2. Журналистика как система средств массовой информации.

3. Аспекты взаимодействия журналистики и пиара.

4. Специфика спортивной журналистики.

5. Журналистика европейских стран.

6. Тенденции формирования и функционирования современных СМИ.

7. Системные характеристики СМИ.

8. Периодическая печать в системе СМИ.

9. Коммуникативные характеристики печатных СМИ

10.Классификации печатных СМИ России

 
стр. 19
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
11.Аудитория печатных изданий.

12. Телевидение в системе СМИ.

13. Перспективы технологического развития телевидения.

14. Классификации телевизионных СМИ.

15.Радиовещание в системе СМИ.

16. Печатные и электронные СМИ спортивной направленности.

17. Специфика Интернет-журналистики.

18. Система жанров современной журналистики.

19. Специфика информационных жанров журналистики.

20. Аналитические жанры журналистики.

21. Художественно-публицистические жанры журналистики.

22. Проблема выделения сатирических жанров.

23. Информационная заметка и отчёт как инфомационные жанры журналистики.

24. Специфика репортажа как информационного жанра.

25. Виды интервью.

26. Малые информационные жанры.

27. Жанры спортивной журналистики.

1. Журналистика как система средств массовой информации.

2. Специфика социальной журналистики.

3. Современные тенденции развития  российской журналистики.

4. Общественное мнение как социальный феномен.

5. Специфика общественного мнения и общественного сознания.

6. Социальные роли журналистики.

7. Функции журналистики и СМИ.

8. Аудитория российских СМИ.

9. Методы журналистского творчества (общая характеристика)

10. Наблюдение как метод журналистики.

11. Междисциплинарные методы, используемые в журналистике.

12. Журналистский текст как средство массовой коммуникации и носитель

    информации.

13.Особенности информационных жанров (общая характеристика)

14. Технологические аспекты подготовки хроники, заметки, расширенной информации, отчёта.

15. Технология подготовки репортажа. Виды репортажа.

16. Особенности интервью как метода журналистики. Технология подготовки интервью.

17. Аналитические жанры журналистики (общая характеристика).

18. Корреспонденция как аналитический жанр журналистики.

19. Специфика статьи и технология подготовки данного жанра.

20. Особенности обозрения  и обзора печати как жанров журналистики.

21. Художественно-публицистические жанры журналистики

      (общая характеристика).

22. Технология подготовки  зарисовки, очерка, эссе.

23.Фельетон и памфлет в современной журналистике.

24.Актуальность и идейно-тематическое своеобразие журналистского

     произведения.

25. Сюжетно-композиционные особенности журналистского произведения.

26. Элементарные выразительные средства журналистики.

27. Технологические аспекты создания жанров спортивной журналистики.

28. Сатирические жанры журналистики.

29.Специфика метода журналистского расследования.

30.Технология подготовки выпуска спортивных новостей на радио и телевидении.

31.Профессиональная этика журналиста  как наука. Понятие морали и профессиональной морали.

32.Базовые профессионально-этические принципы журналистики.

33. Профессионально-этические нормы, определяющие  поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений.

34. Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов.

35. Количественные и качественные методы исследования массовой аудитории.

36. Методы социологических исследований в СМИ.

37.Общественное мнение как социальный феномен. Особенности и методы изучения общественного мнения.

38.  Аудитория средств массовой информации (в целом, отдельных изданий, каналов, программ). Формы, методы и приемы информационного воздействия на аудиторию.

39. Закон РФ о СМИ.

40. Правовое поле российских СМИ.

41. Международно-правовое регулирование СМИ.

42.Специфика отношений «журналист – источник информации», «журналист – коллеги».

43. Специфика отношений «журналист – власть».

44. Журналистская информация как товар.

45. Специфика информационного рынка и методы его изучения.

 
стр. 20
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
46. Планирование и методы маркетинга.

47. Финансовая база СМИ.

48. Бюджет редакции печатного периодического издания.

49. Маркетинговая политика печатного издания.

Тематика презентаций:

- Правовое поле российских СМИ.

- Специфика отношений «журналист – источник информации».

-  Специфика отношений «журналист – власть».

- Журналистская информация как товар.

- Специфика информационного рынка и методы его изучения.

- Финансовая база СМИ.

- Маркетинговая политика СМИ (печатного, электронного).

Вариант задания контрольной работы (6 семестр)

- Выполнить контент-анализ каналов российского медиапространства (общественно-политические СМИ, экономической направленности, развлекательные, образовательные, для детей и подростков и т.п.). Подготовить  презентационный материал.

Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ

Текущий контроль

Опрос 4х3=12                                                   

Решение ситуационных задач 6х2=12                                           

Творческое задание 10х1=10                                     

Письменная работа  10х2=20                                 

Презентация 6х1=6                                           

Итого 60                                                                                                                

Промежуточная

аттестация (экзамен) теоретический вопрос 20х2

Всего  100                                                                                                                

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Киселёв А. Г.
Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учеб. для  студентов высш. учеб. заведений
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/81693
 
Л1.2
Антипов А. А.
Государственное и общественное регулирование рекламно-информационной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов по направлениею 42.03.01 "Реклама и связи с общественностью"
Москва: Изд-во МТУСИ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/61472
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Шпаковский В. О., Розенберг Н. В., Егорова Е. С.
Интернет-журналистика и интернет-реклама: учеб. пособие
Москва: Инфра-Инженения, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/78258
 
Л2.2
Коханова Л. А., Калмыков А. А.
Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Журналистика"
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/81818
 
Л2.3
Калмыков А. А., Коханова Л. А.
Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/81774
 
Л2.4
Калмыков А. А., Коханова Л. А.
Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
0
 
стр. 21
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.5
Устюжанина Д. А.
Интернет-журналистика: учеб. пособие
Красноярск: СФУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/100022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК : http:/lib.sibsport.ru
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения : http:/moodle.sibgufk.ru
 
Э3
Официальный сайт вуза      : http:/ sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (htpp:/elibrary.ru)
6.3.2.2
- Академия Google (htpp:/scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя,мультимедиапроектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к.2, 407 к.2, 502 к.2, 602 к.2, 102 к.4, 305 к.4, 312 к.4, 222 к.5, 229 к.5, 422 к.5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики