МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Организация процесса обслуживания туристов
Проректор по УР _______________
43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
43.03.02 Туризм
_________________________Арбузин И.А.
Туристско-экскурсионная деятельность
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
канд. пед. наук, доц., Лукьянова Н.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
PhD, доц., Кайгородцева О.В. _________________
Организация процесса обслуживания туристов
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 26.04.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины: формировать у студентов теоретические и практические знания и умения, которые позволят будущим экскурсоводам (гидам): разрабатывать различные экскурсионные маршруты и экскурсионные программы; оформлять экскурсионную документацию; определять методические приемы и техники ведения экскурсии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анимация в туристской и экскурсионной деятельности
Технологии туристской деятельности
Технология организации туроператорских и турагентских услуг
Страхование и риски в туристском и экскурсионном обслуживании
Технологии туристской деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Брендинг туристских дестинаций
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Технологии массовых туристских мероприятий
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК УВ-4: Способен разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно-коммуникативных технологий
ПК УВ-4.1: Знает:
- технологии обслуживания туристов;
ПК УВ-4.5: Знает:
- информационно-коммуникативные технологии, используемые при организации продаж и обслуживании туристов;
ПК УВ-4.7: Умеет:
- использовать информационно-коммуникативные технологии, необходимые при организации продаж и обслуживании туристов;
ПК УВ-4.8: Имеет опыт:
- использования технологии продаж, разработки технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно-коммуникативных технологий;
ПК УВ-5: Способен организовать процесс обслуживания потребителей на основе нормативно-правовых актов, с учетом запросов потребителей и применением клиентоориентированных технологий
ПК УВ-5.1: Знает:
- клиентоориентированныхе технологии, способы ведения переговоров с туристами с учетом запросов потребителей;
ПК УВ-5.2: Умеет:
- вести переговоры с туристами на основе нормативно-правовых актов, согласовывая условия оказания туристских услуг;
ПК УВ-5.3: Имеет опыт:
- оказания туристских услуг с применением клиентоориентированных технологий;
ПК УВ-6: Способен рассчитывать и анализировать затраты деятельности организации туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновывая эффективные управленческие решения
ПК УВ-6.3: Знает:
- методики расчета и анализа затрат деятельности организации туристской индустрии, туристского продукта;
ПК УВ-6.6: Умеет:
- рассчитывать и анализировать затраты деятельности организации туристской индустрии, туристского продукта;
- разрабатывать текущие и перспективные планы реализации туристских продуктов;
ПК УВ-6.9: Имеет опыт:
- обоснования управленческих решений при организации деятельности на предприятиях индустрии туризма;
ПК УВ-7: Способен к продвижению туристского продукта с использованием современных технологий
ПК УВ-7.1: Знает:
- технологии продвижения туристских и экскурсионных услуг;
ПК УВ-7.2: Умеет:
- использовать различные технологии продвижения туристских и экскурсионных услуг;
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
ПК УВ-7.3: Имеет опыт:
- проведения мероприятий по продвижению туристских и экскурсионных услуг с использованием современных технологий;
- оценки эффективности проводимых мероприятий продвижения, отбирая наиболее эффективные каналы;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Организационно-правовые основы организации обслуживания туристов
Туристское предприятие как хозяйствующий субъект /Ср/
Дайте определения понятиям «объект науки», «предмет науки». Дайте определение объекту науки туристики. Поясните каким образом перечисленные ниже понятия связаны с объектом туристской науки.
Туризм. Туристская индустрия. Путешествия. Туристская деятельность. Парки развлечений. Железнодорожный транспорт. Ночной клуб. Спортивный стадион.
Раздел 2. Организация обслуживания туристов в отеле
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ /Пр/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-5.3 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5
Классификации гостиниц и других средств размещения.
Характеристики гостиниц /Ср/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-5.3 ПК УВ-7.1 ПК УВ-7.2 ПК УВ-7.3 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5 ПК УВ-4.7 ПК УВ-4.8 ПК УВ-6.3 ПК УВ-6.6
Проанализируйте приведенные ниже характеристики гостиниц. Разделите характеристики, присущие гостиницам, которые работают в рамках гостиничных цепей, и характеристики, присущие независимым гостиницам. Заполните таблицу.
- схожесть в территориальном расположении
- упрощенный характер маркетинга
- единство стиля
Малый штат управленческого персонала
- единство и быстрота регистрации клиентов
- свобода в действиях управленческого персонала
- упрощенная реклама
- работа с постоянной клиентурой
- хорошее знание местного рынка
- номера, продуманные для разных путешественников
- завтрак «шведский стол»
- приближенность менеджмента к практическим вопросам
- наличие конференц-зала
- гибкая система тарифов
- единое управление, маркетинг и служба коммуникаций
- единство обозначений и внешней информации
Характеристики
гостиничных цепей Характеристики независимых гостиниц
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
Раздел 3. Транспортное обеспечение в туризме
Туристские перевозки, трансфер /Пр/
ПК УВ-7.1 ПК УВ-7.2 ПК УВ-4.1 ПК УВ-6.3 ПК УВ-6.6
Автоуслуги. Железнодорожные перевозки. Обеспечение морских и речных перевозок. Обслуживания на борту воздушного транспорта.
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-5.3 ПК УВ-7.1 ПК УВ-7.2 ПК УВ-7.3 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5 ПК УВ-4.7 ПК УВ-4.8 ПК УВ-6.3 ПК УВ-6.6 ПК УВ-6.9
Дайте характеристику автобусного туризма в Омской области. Разработайте автобусный тур по Омской области для группы студентов. Подготовьте презентацию вашего автобусного тура.
Раздел 4. Экскурсионное обслуживание
Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания. /Лек/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-7.1 ПК УВ-4.1
Задачи экскурсионного обслуживания. Организация экскурсионного обслуживания туристов. Требования к экскурсии и условиям экскурсионного обслуживания. Особенности работы экскурсовода.
Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания. /Пр/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-7.1 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5 ПК УВ-4.7 ПК УВ-6.3
Задачи экскурсионного обслуживания. Организация экскурсионного обслуживания туристов. Требования к экскурсии и условиям экскурсионного обслуживания. Особенности работы экскурсовода.
Экскурсионная программа /Ср/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-5.3 ПК УВ-7.1 ПК УВ-7.2 ПК УВ-7.3 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5 ПК УВ-4.7 ПК УВ-4.8 ПК УВ-6.3 ПК УВ-6.6 ПК УВ-6.9
Разработайте экскурсионную программу. Подготовьте презентацию. Проведите экскурсию.
Раздел 5. Коммуникативные технологии в туристской деятельности
Культура обслуживания туристов /Лек/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-7.1 ПК УВ-4.1
Формирование коммуникативных навыков у работников индустрии туризма. Профессиональная этика работника индустрии туризма.
Этикет и протокол работников индустрии туризма /Пр/
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-7.1 ПК УВ-7.2 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5 ПК УВ-4.7
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
ПК УВ-5.1 ПК УВ-5.2 ПК УВ-5.3 ПК УВ-7.1 ПК УВ-7.2 ПК УВ-7.3 ПК УВ-4.1 ПК УВ-4.5 ПК УВ-4.7 ПК УВ-4.8 ПК УВ-6.3 ПК УВ-6.6 ПК УВ-6.9
Игровое проектирование.
Придумайте полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес фирмы, ее характеристики (турагенство или туроператор, размер финансовой гарантии, номер в Едином федеральном реестре и т.д.). составьте договор с туристом о реализации туристического продукта по конкретному направлению, учитывая требования к договору, предусмотренные российским законодательством. Выпишите туристу путевку для тура, соответствующего вашему договору.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Дискуссия. участие в дискуссии.
Высокий (5) уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем.
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы
Средний (3-4)
в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.
- владеет понятийным аппаратом
Ниже среднего (2) в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
- не смог ответить на дополнительные вопросы
Низкий (1)
- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
- отказался отвечать на вопросы
Письменное задание.
Высокий (5-7,5) Соблюдены стандартные требования к оформлению письменного задания; при написании работы использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); письменная работа представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами;
Средний (4-3)
Соблюдены стандартные требования к оформлению письменного задания; при написании работы использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); письменная работа представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами.
Ниже среднего (2)
Соблюдены стандартные требования к оформлению письменного задания; при написании работы было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); письменная работа представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину. Много (более 3) ошибок в расчетах.
Низкий (1) Оформление письменной работы не соответствует стандартам; при написании работы было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); письменная работа представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; Много (более 5) ошибок в расчетах.
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
Шкала оценивания деловой и/или ролевой игры
Высокий (8-10) студент успешно справляется с игровой ролью, все действия и выдвигаемые им предложения основаны на полном знании теоретического материала, умении оперировать научными фактами и теоретическими положениями исследователей, в процессе игры показано умение вести научную дискуссию
Средний (5-7) студент справляется с игровой ролью, показывает знания теоретического материала, необходимого для принятия игровых решений, достаточно обосновано строит научные высказывания
Ниже среднего (3-4)
студент в целом справляется с игровой ролью, испытывает отдельные затруднения в выборе аргументов и научных фактов, подтверждающих истинность его высказываний
Низкий (1-2) студент не справляется с игровой ролью, испытывает значительные трудности при построении научного высказывания, не принимает участия в дискуссии
Шкала оценивания проекта
Высокий (21-30) Актуальность работы обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Соблюдена логическая последовательность поставленных задач, ресурсы и сроки адекватны поставленным задачам. Созданный проект решает поставленную проблему; проект соответствует изначально заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик обоснованы. Данный проект оригинален и не имеет полных аналогов. Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы
Средний (10-20) Актуальность работы частично обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Возможны незначительные ошибки. Логическая последовательность поставленных задач имеет недочёты. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно обоснованы. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован. Презентация в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно
Ниже среднего (6-9) Актуальность работы не обоснована. Автор использовал неоптимальные методы. Не знаком со всем спектром методов в сфере проектирования. Логическая последовательность поставленных задач имеет недочёты, ресурсы и сроки не полностью адекватны поставленным задачам. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно обоснованы. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован. Презентация не в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно
Низкий (1-5) Актуальность работы не обоснована. Автор не имеет представления о существующих методах в сфере проектирования. Планирование отсутствует или имеет логические несоответствия, сроки и ресурсы неадекватны поставленным задачам. Созданный проект вовсе не решает поставленную проблему; не соответствует ключевым характеристикам. Проект не оригинален, полностью копирует уже существующие проекты. Презентация отсутствует; не отражает сущность проекта; ответы на вопросы отсутствуют
Шкала оценивания контрольной работы
Высокий (21-30)- соответствие требованиям по информации и оформлению
Средний (11-20) - частичное соответствие требованиям по информации и оформлению
Ниже среднего (4-10) -допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению
Низкий (ниже 3) - недопустимое соответствие требованиям по информации и оформлению
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проставляется обучающемуся при условии набора в текущем контроле от 61 до 100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине Организация процесса обслуживания туристов
направление подготовки 43.03.02 Туризм (заочно)
профиль Туристско-экскурсионная деятельность
Участие в дискуссии на семинарах 1х 5 = 5
Проект 1Х30 = 30
Деловая игра 2х10 =20
Письменное задание 2Х7,5=15
Контрольная работа 1х30=30
Итого 100
Соответствие БРС оценке на зачете
Оценка Итоговое количество рейтинговых баллов
зачтено 61-100
не зачтено менее 60
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Организация туристской деятельности: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2021
https://www.iprbookshop.ru/102275
Организация туристской деятельности: метод. пособие
Симферополь: АНО "ООВО УЭУ", 2018
https://www.iprbookshop.ru/86409
Организация туристской деятельности: метод. пособие
Симферополь: АНО "ООВО УЭУ", 2018
https://www.iprbookshop.ru/83934
Организация туристской деятельности: учеб. для образов. учреждений высш. образования по направлению подгот. "Туризм"
Организация туристской деятельности: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2017
Организация туристской деятельности: учеб. пособие
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/91633
Организация туристской деятельности: учеб-метод. пособие
Саратов: РИО СурГПУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/87025
Инфраструктура туризма и гостеприимства: учеб. пособие
Москва: Альтаир-МГАВТ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/46463
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж.
Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для вузов
Организация туристской деятельности: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2015
Организация туристской деятельности: учеб. пособие для бакалавров
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015
Организация туристской деятельности. Управление турфирмой: учеб. пособие для студентов вузов
Организация туристской деятельности: учеб. для студентов вузов по направлению "Туризм"
Гурьянова Ф. А., Зуева Л. А., Родигин Л. А.
Информационные технологии обслуживания туристов: учеб. пособие для студентов ссузов
Москва: Сов. спорт [и др.], 2010
Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060800 "Экономика и упр. на предприятии сферы обслуживания" (туризм и гостин. хоз-во)
Москва: Инфра-М [и др.], 2009
Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие для студентов вузов
Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060800 "Экономика и упр. на предприятии сферы обслуживания" (туризм и гостин. хоз-во)
Москва: Инфра-М [и др.], 2008
Организация приема и обслуживания туристов: учеб. пособие для студентов
Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д.
Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для студентов вузов
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
6.1.2. Дополнительная литература
Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д.
Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для студентов вузов : пер. с англ.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
5. Электронная библиотека СибГУФК (авторизованный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет: http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web): бессрочно
Межвузовская электронная библиотека педагогических вузов Западно-Сибирской зоны (http://icdlib.nspu.ru/) Срок действия: бессрочно
образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru3. sibsport.ru
официальный сайт вуза: :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
- moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
- sibsport.ru – официальный сайт вуза
- elibrary.ru - научная электронная библиотека
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная аудитория №13. Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное). офисный пакет MS Office
для самостоятельной работы студентов.
аудитория №13. Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ