МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Естественнонаучная картина мира
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г.Баймакова
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.п.н., профессор, Зав.каф., Т.А. Кравчук _________________
Естественнонаучная картина мира
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2023 г. № 17
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
обеспечение базовых знаний о современных теориях и концепциях естествознания, особенностях организации земной жизни и внеземного пространства, необходимости сохранения природы и понимания биологической сущности самого человека в ней, сохранения его здоровья
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Научно-исследовательская работа
Основы математической обработки информации
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Основы учебно-исследовательской деятельности
Электронная информационно-образовательная среда вуза
Научно-исследовательская работа
Основы математической обработки информации
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Основы учебно-исследовательской деятельности
Электронная информационно-образовательная среда вуза
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.5: Умеет:
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- синтезировать информацию, представленную в различных источниках;
- использовать контент электронной информационно-образовательной среды;
- анализировать информационные ресурсы;
УК-1.6: Умеет:
- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Наука и ее роль в жизни общества. История естествознания
Наука и ее роль в жизни общества /Лек/
Введение. Наука и ее роль в жизни общества. Структура и функции науки. Теория как форма научного познания.
Возникновение науки. Становление классической науки /Лек/
Возникновение науки. Древний Восток. Античная наука.Наука эпох Средневековья и Возрождения. Становление классической науки
Наука как феномен культуры /Пр/
Классификация научных теорий.
Исторические аспекты развития науки, этапы.
Становление классической науки /Пр/
Становление классической науки. Новейшая революция и кризис современной науки.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Наука и ее роль в жизни общества /Ср/
Возникновение науки. Становление классической науки. /Ср/
Тест, реферат, мультимедийная презентация
Раздел 2. Элементы современной физики, географии, химии
Физическая картина мира. Космологические модели и эволюция Вселенной /Лек/
Физическая картина мира. Структурные уровни организации материи. Космологические модели и эволюция Вселенной. Понятие космологии. Становление научной космологии. Кризис классической модели. Структурная самоорганизация Вселенной. Синергетика. Хаос и порядок.
Химическая картина мира. Концепции современной химии /Лек/
Химическая картина мира. Концепции современной химии
Концепции пространства и времени в современном естествознании /Пр/
Внутреннее строение Земли /Пр/
Этапы формирования Земли. Современные концепции геосферных оболочек.
Современные концепции химии. Перспективы современной химии. /Пр/
Химическая картина мира. Концепции современной химии. Выполнение лабораторной работы.
Физическая картина мира. Космологические модели и эволюция Вселенной. /Ср/
Просмотр видео фильмов. Выполнение тестовых заданий.
Химическая картина мира. Концепции современной химии. /Ср/
Решение задач. Выполнение тестовых заданий.
Раздел 3. Возникновение и эволюция жизни. Человек во Вселенной
Концепции возникновения живого на Земле /Лек/
Концепции возникновения живого на Земле. Сущность и свойства живого.
Происхождение и эволюция человека. Человек как биосоциум /Лек/
Происхождение и эволюция человека. Человек как биосоциум.
Человек как предмет естествознания и закономерный этап эволюции. Концепции происхождения и эволюции человека. Элементарные эволюционные факторы в антропогенезе.
Этапы развития генетики. Генетические законы. Выдающиеся ученые генетики 20 и 21 века. Современные исследования в генетике.
Биосфера как уровень организации живого. Человек в биосфере /Лек/
Биосфера как уровень организации живого. Человек в биосфере. Понятие биосферы, структура, функции. Уровни организации живого в биосфере. Многообразие живого как результат эволюции и основа стабильности биосферы.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Гипотезы возникновения жизни (коллоквиум) /Пр/
Подготовка рефератов, мультимедийных презентаций. Анализ научной литературы по гипотезам возникновения жизни.
Эволюция органического мира на Земле. Доказательства эволюции /Пр/
Концепции происхождения и эволюции человека. Элементарные эволюционные факторы в антропогенезе.
Биосфера как глобальный уровень организации живого /Пр/
Многообразие живого как результат эволюции и основа стабильности биосферы. Понятие экосистемы. Экологические факторы и жизнеспособность экосистем.
Среда, здоровье, наследственность. Понятие биоэтики в поведении человека.
Решение задач. Анализ научной литературы по генетическим исследованиям.
Итоговый семинар по дисциплине /Пр/
Выполнение тестовых заданий/ собеседование
Концепции возникновения живого на Земле /Ср/
Работа с литературой. Реферат, мультимедийная презентация.
Происхождение и эволюция человека. Человек как биосоциум. /Ср/
Работа с дополнительной литературой. Тест.
Работа с дополнительной литературой. Решение задач.
Биосфера как уровень организации живого. Человек в биосфере /Ср/
Выполнение практических заданий
Подготовка к итоговому занятию /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
устно отвечать на семинарах, выполнять тестовые задания, выполнить практические работы, подготовить реферат и мультимедийную презентацию, провести анализ научных изданий, поучаствовать в итоговом семинаре.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (зачет).
Студент за период изучения дисциплины должен набрать от 61 до 100 баллов (зачтено),
если студент набирает 60 и менее баллов не зачтено.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Выполнение тестовых заданий 3*6=18
Ответы на семинарах 4*7=28
Реферат, мультимедийная презентация 10*1=10
Выполнение практических работ 4*6= 24
Анализ научных изданий 5*2= 10
Итоговый семинар/собеседование 10*1= 10
Итого 100
Промежуточная аттестация (зачет).
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
Аудитория 3 (межкафедральная лаборатория игровых видов спорта), учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Мультимедийный проектор – 1, экран – 1, ноутбук – 1, учебная доска – 1, видеотека (42 учебных фильма), электронный секундомер – 1, Полар-система 2 (система онлайн). - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice). На компьютере установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
Аудитория 4, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 21; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 5, компьютерные столы – 3, экран проекционный – 1, компьютер – 3, принтер – 2, видеотека – 7, презентационный материал – 54, раздаточный материал – 16, научные журналы – 20. На компьютерах установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
Аудитория 6, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 8, стол для преподавателя – 1 , методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, аттестационные материалы.
Аудитория 7, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 12, стол для преподавателя – 1, экран проекционный – 1, таблицы – 20, презентационный материал – 48, видеотека – 16 учебных фильмов.
Аудитория 10, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 22; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 11, экран проекционный – 1, по реализуемым дисциплинам наглядные пособия – 10, видеотека – 13, презентационный материал – 6, раздаточный материал – 16.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ