2023-2024_44_03_05 ПО очно 2023_plx_Естественнонаучная картина мира
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Естественнонаучная картина мира
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2023.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01.07
 
зачеты 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г.Баймакова 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
к.п.н., профессор, Зав.каф., Т.А. Кравчук _________________
 
Естественнонаучная картина мира
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 10.05.2023 г.  № 17

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
обеспечение базовых знаний о современных теориях и концепциях естествознания, особенностях организации земной жизни и внеземного пространства, необходимости сохранения природы и понимания биологической сущности самого человека в ней, сохранения его здоровья
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Спортивная метрология
2.1.2
Научно-исследовательская работа
2.1.3
Основы математической обработки информации
2.1.4
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.5
Основы учебно-исследовательской деятельности
2.1.6
Экономика образования
2.1.7
Электронная информационно-образовательная среда вуза
2.1.8
Спортивная метрология
2.1.9
Научно-исследовательская работа
2.1.10
Основы математической обработки информации
2.1.11
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.12
Основы учебно-исследовательской деятельности
2.1.13
Экономика образования
2.1.14
Электронная информационно-образовательная среда вуза
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.5: Умеет:

- работать с информацией, представленной в различной форме;

- синтезировать информацию, представленную в различных источниках;

- использовать контент электронной информационно-образовательной среды;

- анализировать информационные ресурсы;

 
УК-1.6: Умеет:

- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Наука и ее роль в жизни общества. История естествознания
0
 
1.1
Наука и ее роль в жизни общества /Лек/
2
10
Введение. Наука и ее роль в жизни общества. Структура и функции науки. Теория как форма научного познания. 
0
 
1.2
Возникновение науки. Становление классической науки /Лек/
2
10
Возникновение науки. Древний Восток. Античная наука.Наука эпох Средневековья и Возрождения. Становление классической науки
0
 
1.3
Наука как феномен культуры  /Пр/
2
10
Классификация научных теорий. 
0
 
1.4
История науки /Пр/
2
10
Исторические аспекты развития науки, этапы.
0
 
1.5
Становление классической науки  /Пр/
2
10
Становление классической науки. Новейшая революция и кризис современной науки.
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
 
1.6
Наука и ее роль в жизни общества /Ср/
12
10
Анализ научных изданий
0
 
1.7
Возникновение науки. Становление классической науки. /Ср/
8
10
Тест, реферат, мультимедийная презентация
0
 
 
Раздел 2. Элементы современной физики, географии, химии
0
 
2.1
Физическая картина мира. Космологические модели и эволюция Вселенной /Лек/
2
10
Физическая картина мира. Структурные уровни организации материи. Космологические модели и эволюция Вселенной.  Понятие космологии. Становление научной космологии. Кризис классической модели. Структурная самоорганизация Вселенной. Синергетика. Хаос и порядок.
0
 
2.2
Химическая картина мира. Концепции современной химии /Лек/
2
10
Химическая картина мира. Концепции современной химии
0
 
2.3
Концепции пространства и времени в современном естествознании /Пр/
2
10
Физическая картина мира
0
 
2.4
Внутреннее строение Земли /Пр/
2
10
Этапы формирования Земли. Современные концепции геосферных оболочек.
0
 
2.5
Современные концепции химии. Перспективы современной химии. /Пр/
2
10
Химическая картина мира. Концепции современной химии. Выполнение лабораторной работы.
0
 
2.6
Физическая картина мира. Космологические модели и эволюция Вселенной. /Ср/
10
10
Просмотр видео фильмов. Выполнение тестовых заданий.
0
 
2.7
Химическая картина мира. Концепции современной химии. /Ср/
10
10
Решение задач. Выполнение тестовых заданий.
0
 
 
Раздел 3. Возникновение и эволюция жизни. Человек во Вселенной 
0
 
3.1
Концепции возникновения живого на Земле /Лек/
2
10
Концепции возникновения живого на Земле.  Сущность и свойства живого.
0
 
3.2
Происхождение и эволюция человека. Человек как биосоциум /Лек/
4
10
Происхождение и эволюция человека. Человек как биосоциум. Человек как предмет естествознания и закономерный этап эволюции. Концепции происхождения и эволюции человека. Элементарные эволюционные факторы в антропогенезе.
0
 
3.3
Основы генетики /Лек/
4
10
Этапы развития генетики. Генетические законы. Выдающиеся ученые генетики 20 и 21 века. Современные исследования в генетике.
0
 
3.4
Биосфера как уровень организации живого. Человек в биосфере /Лек/
2
10
Биосфера как уровень организации живого. Человек в биосфере.  Понятие биосферы, структура, функции. Уровни организации живого в биосфере. Многообразие живого как результат эволюции и основа стабильности биосферы.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
 
3.5
Гипотезы возникновения жизни (коллоквиум) /Пр/
2
10
Подготовка рефератов, мультимедийных презентаций. Анализ научной литературы по гипотезам возникновения жизни.
0
 
3.6
Эволюция органического мира на Земле. Доказательства эволюции /Пр/
2
10
Концепции происхождения и эволюции человека. Элементарные эволюционные факторы в антропогенезе.
0
 
3.7
Биосфера как глобальный уровень организации живого /Пр/
2
10
Многообразие живого как результат эволюции и основа стабильности биосферы. Понятие экосистемы. Экологические факторы и жизнеспособность экосистем. Среда, здоровье, наследственность. Понятие биоэтики в поведении человека.
0
 
3.8
Основы генетики /Пр/
2
10
Решение задач. Анализ научной литературы по генетическим исследованиям.
0
 
3.9
Итоговый семинар по дисциплине /Пр/
2
10
Выполнение тестовых заданий/ собеседование
0
 
3.10
Концепции возникновения живого на Земле /Ср/
4
10
Работа с литературой. Реферат, мультимедийная презентация.
0
 
3.11
Происхождение и эволюция человека. Человек как биосоциум. /Ср/
4
10
Работа с дополнительной литературой. Тест.
0
 
3.12
Основы генетики /Ср/
4
10
Работа с дополнительной литературой. Решение задач.
0
 
3.13
Биосфера как уровень организации живого. Человек в биосфере /Ср/
4
10
Выполнение практических заданий
0
 
3.14
Подготовка к итоговому занятию /Ср/
6
10
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

В рамках текущего контроля студент должен:

устно отвечать на семинарах, выполнять тестовые задания, выполнить практические работы, подготовить реферат и мультимедийную презентацию, провести анализ научных изданий,  поучаствовать в итоговом семинаре.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (зачет).

Студент за период изучения дисциплины должен набрать от 61 до 100 баллов (зачтено),

если студент набирает 60 и менее баллов не зачтено.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Выполнение тестовых заданий 3*6=18

Ответы на семинарах 4*7=28

Реферат, мультимедийная презентация 10*1=10

Выполнение практических работ 4*6= 24

Анализ научных изданий 5*2= 10

Итоговый семинар/собеседование 10*1= 10

Итого                                                      100

Промежуточная аттестация (зачет).

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
7.2
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
7.3
Аудитория 3 (межкафедральная лаборатория игровых видов спорта), учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.4
Мультимедийный проектор – 1, экран – 1, ноутбук – 1, учебная доска – 1, видеотека (42 учебных фильма), электронный секундомер – 1, Полар-система 2 (система онлайн). - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice). На компьютере установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.5
Аудитория 4, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 21; для преподавателя – 1.
7.6
Доска – 1, столы учебные – 5, компьютерные столы – 3, экран проекционный – 1, компьютер – 3, принтер – 2, видеотека – 7, презентационный материал – 54, раздаточный материал – 16, научные журналы – 20. На компьютерах  установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.7
Аудитория 6, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.8
Доска – 1, столы учебные – 8, стол для преподавателя – 1 , методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, аттестационные материалы.
7.9
Аудитория 7, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.10
Доска – 1, столы учебные – 12, стол для преподавателя – 1, экран проекционный – 1, таблицы – 20, презентационный материал – 48, видеотека – 16 учебных фильмов.
7.11
Аудитория 10, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 22; для преподавателя – 1.
7.12
Доска – 1, столы учебные – 11, экран проекционный – 1, по реализуемым дисциплинам наглядные пособия – 10, видеотека – 13, презентационный материал – 6, раздаточный материал – 16.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики