МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
канд.пед.наук, доц., Бакшеев М.Д.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, Зав.каф., Баймакова Л.Г. _________________
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 23.03.2021 г. № 11
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Аикин В.А.
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.04.2021 г. № 11
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. ______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. ______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. _______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. _______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является овладение студентами форм, методов, средств методического обеспечения тренировочной деятельностью в избранном виде спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде спорта
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
ПК-1.11: владеет навыками систематического учета, анала, обобщения результатов работы, в том числе с использованием электронных форм
ПК-1.3: знает содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) и на этапе совершенствования спортивного мастерства
ПК-1.8: умеет вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном варианте
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
ПК-2.6: умеет обосновывать индивидуальную коррекцию тренировочного процесса при выявлении отклонений в состоянии у спортсмена
ПК-6: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
ПК-6.1: знает порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
ПК-6.2: знает нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
ПК-6.3: умеет использовать методы календарного планирования
ПК-7: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
ПК-7.1: знает программно-нормативные требования к содержанию, структуре и условиям реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта в организациях различного типа
ПК-7.3: умеет выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов
ПК-7.4: умеет работать с локальными программно-нормативными актами, регламентирующими деятельность в области физической культуры и спорта в организациях различного типа
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Программное обеспечение тренировочного процесса в избранном виде спорта
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Цель, задачи, содержание профессионального стандарта «Тренер» по виду спорта. /Лек/
Цель, задачи и содержание Примерной программы по виду спорта. Основные задачи и содержание учебного плана, календарно-тематического плана и плана воспитательной работы в образовательном учреждении.
Основные положения документов, регламентирующих деятельность тренера образовательного учреждения /Пр/
Цель, задачи, содержание профессионального стандарта «Тренер» по виду спорта. Цель, задачи и содержание Примерной программы по виду спорта. Основные задачи и содержание учебного плана, календарно-тематического плана и плана воспитательной работы в образовательном учреждении /Ср/
Раздел 2. Перспективное планирование
Основные задачи и содержание плана многолетней подготовки спортсменов. /Лек/
Основные разделы плана-графика.
Характеристика основных разделов плана многолетней подготовки спортсменов /Пр/
Общая характеристика структуры многолетней подготовки спортсменов: динамика нагрузок и спортивных результатов, соотношение работы различной направленности. /Ср/
Раздел 3. Ведение документации в спортивной школе
Основные задачи и содержание документов отчетности тренера. /Лек/
Структура и требования к составлению поурочного плана - конспекта, журнала техники безопасности, журнала учета групповых занятий, личных дел спортсменов.
Основные требования к содержанию отчетной документации тренера /Пр/
Общая характеристика документов отчетности тренера: поурочный план-конспект, журнал учета групповых занятий, личные дела спортсменов, журнал по технике безопасности. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Практическая работа на занятии (7 баллов). Практическая работа проводится по вопросам, выносимым на практическое занятие. Работа оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 7 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание (с незначительными ошибками); корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы – 5 баллов;
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
в) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; может излагать изученный материал по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией – 3 баллов;
г) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией – 1 балла;
д) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов – 0 баллов.
2. Устный опрос (5 баллов за каждый ответ). Устный опрос проводится по вопросам, выносимым на практическое занятие.
Шкала оценивания устных ответов студентов
№ Предмет оценивания Баллы
1 студент перечислил все понятия и определения, привел примеры упражнений или тестов. 5
2 студент перечислил не все понятия и определения, привел примеры упражнений или тестов. 4
студент перечислил в целом владеет материалом, привел некоторые понятия и определения, привел примеры упражнений или тестов. 3
3 студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, привел примеры упражнений или тестов. 2
4 студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, не привел примеры упражнений или тестов. 1
3 ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов 0
Методические указания к подготовке устных ответов на практических занятиях
При подготовке к опросу на практических занятиях студенту необходимо прочитать лекции, при необходимости составить опорный конспект, изучить рекомендованную к данной теме основную, а затем дополнительную литературу. В процессе изучения литературы по теме рекомендуется делать заметки, конспектирование наиболее важных мыслей автора. При ответе на устные вопросы со стороны преподавателя приветствуется изложение студентом не только общепринятых сведений, но и своей точки зрения по данному вопросу.
3. Реферат (7 баллов). Реферат выполняется теми студентами, которые пропускают соответствующие семинарские занятия.
Шкала оценки реферата
Критерий Оценка
в баллах
Реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, включает в себя план и список литературы не менее 8 источников, содержит развернутый материал по всем вопросам плана с использованием примеров из практики ФКиС, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему; 7
Реферат выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, включает в себя план, список литературы не менее 5 источников, содержит материал по всем вопросам плана, собственная позиции и недостаточно обоснована 5
Реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, включает в себя план, список литературы не менее 4 источников, материал частично отражает вопросы плана, отсутствует собственная позиция 3
4.Тест (5 баллов). Тестирование включает вопросы по всем разделам и темам дисциплины
Система тестирования: Indigo
Расположение: ЭИОС СибГУФК
Дата создания: 2016 г.
Содержание тестовых заданий прилагается.
Информационная карта ПДТМ прилагается.
Оценка текущего тестирования:
а) верно выполнено 85-100% заданий – 5 баллов;
б) верно выполнено 70-85% заданий – 4 балла;
в) верно выполнено 55-70% заданий – 3 балла.
5.2. Промежуточная аттестация
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Устный опрос 4 х5 20
Тестирование 5х1 5
Практическая работа 4х7 28
Реферат 1х7 7
Итого 60
Промежуточная
аттестация (зачет) - - -
Всего 60
1. Практическая работа на занятии (7 баллов). Практическая работа проводится по вопросам, выносимым на практическое
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
занятие. Работа оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 7 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание (с незначительными ошибками); корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы – 5 баллов;
в) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и научными источниками; может излагать изученный материал по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией – 3 баллов;
г) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией – 1 балла;
д) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов – 0 баллов.
2. Устный опрос (5 баллов за каждый ответ). Устный опрос проводится по вопросам, выносимым на практическое занятие.
Шкала оценивания устных ответов студентов
№ Предмет оценивания Баллы
1 студент перечислил все понятия и определения, привел примеры упражнений или тестов. 5
2 студент перечислил не все понятия и определения, привел примеры упражнений или тестов. 4
студент перечислил в целом владеет материалом, привел некоторые понятия и определения, привел примеры упражнений или тестов. 3
3 студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, привел примеры упражнений или тестов. 2
4 студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, не привел примеры упражнений или тестов. 1
3 ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов 0
Методические указания к подготовке устных ответов на практических занятиях
При подготовке к опросу на практических занятиях студенту необходимо прочитать лекции, при необходимости составить опорный конспект, изучить рекомендованную к данной теме основную, а затем дополнительную литературу. В процессе изучения литературы по теме рекомендуется делать заметки, конспектирование наиболее важных мыслей автора. При ответе на устные вопросы со стороны преподавателя приветствуется изложение студентом не только общепринятых сведений, но и своей точки зрения по данному вопросу.
3. Реферат (7 баллов). Реферат выполняется теми студентами, которые пропускают соответствующие семинарские занятия.
Шкала оценки реферата
Критерий Оценка
в баллах
Реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, включает в себя план и список литературы не менее 8 источников, содержит развернутый материал по всем вопросам плана с использованием примеров из практики ФКиС, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему; 7
Реферат выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, включает в себя план, список литературы не менее 5 источников, содержит материал по всем вопросам плана, собственная позиции и недостаточно обоснована 5
Реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, включает в себя план, список литературы не менее 4 источников, материал частично отражает вопросы плана, отсутствует собственная позиция 3
4.Тест (5 баллов). Тестирование включает вопросы по всем разделам и темам дисциплины
Система тестирования: Indigo
Расположение: ЭИОС СибГУФК
Дата создания: 2016 г.
Содержание тестовых заданий прилагается.
Информационная карта ПДТМ прилагается.
Оценка текущего тестирования:
а) верно выполнено 85-100% заданий – 5 баллов;
б) верно выполнено 70-85% заданий – 4 балла;
в) верно выполнено 55-70% заданий – 3 балла.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор. - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ