2021-2022_43_03_02 Туризм заочно 2019_plx_Психология управления
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология управления
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
43.03.02 Туризм заочно 2019.plx

43.03.02 Туризм

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.19
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Туристско-экскурсионная деятельность
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
4
4
8
8
12
12
Кoнтактная рабoта
4
4
8
8
12
12
Сам. работа
32
32
24
24
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд.пед.наук, Зав.каф., Чусовитина О.М. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Психология управления
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
 
43.03.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 11.05.2021 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Чусовитина О.М.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов систематизированных знаний о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организации, об организации работы малых коллективов исполнителей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектно-технологическая практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-2: Способен осуществлять основные функции управления туристской деятельностью
 
ОПК-2.2: Знает:

- цели, задачи, методы, функции менеджмента в туризме;

 
ОПК-2.3: Умеет:

- использовать основные методы и приемы планирования, организации, мотивации и координации деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников объектов туристской сферы;

 
ОПК-2.4: Имеет опыт:

- осуществления контроля деятельности структурных подразделений объектов туристской сферы;

 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Знает:

- методы осуществления социального взаимодействия в коллективе работников туристской организации;

 
УК-3.2: Знает:

- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, этническим и религиозным признакам и др.);

 
УК-3.4: Умеет:

- определять способы и методы социального взаимодействия в коллективе работников туристской организации;

 
УК-3.5: Умеет:

- эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом и презентации результатов работы команды;

 
УК-3.7: Имеет опыт:

- реализации своей роли в команде;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Теоретические основы психологии управления
0
 
1.1
Управление как общественное явление /Лек/
2
УК-3.1 ОПК-2.2
2
Управление как социальный феномен. Предмет науки управления. Этапы её развития. Системный, ситуационный, прагматический, количественный подходы к управлению. Понятие о психологии управления. Уровни психолого-управленческой проблематики. Социальная организация как объект управления. Психологическая сущность социальной организации. Признаки организации. Принципы построения современной организации. Структура социальной организации. Формальная структура, неформальная. Причины и закономерности функционирования неформальных структур.
0
 
стр. 5
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
1.2
Управление как общественное явление /Ср/
4
УК-3.1 ОПК-2.2
2
Подготовка к тестированию по вопросам: 1. Управление как социальный феномен. Предмет науки управления. Этапы её развития. 2. Системный, ситуационный, прагматический, количественный подходы к управлению. 3. Понятие о психологии управления. 4. Уровни психолого-управленческой проблематики. 5. Психологическая сущность социальной организации. Признаки организации. Структура социальной организации. 6. Принципы построения современной организации.  Формальная структура, неформальная. 7. Причины и закономерности функционирования неформальных структур.
0
 
1.3
Особенности основных управленческих культур /Пр/
2
УК-3.1 ОПК-2.2
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Американская управленческая культура 2. Японская управленческая культура 3. Европейская управленческая культура 4. Советская управленческая культура
0
 
1.4
Особенности основных управленческих культур /Ср/
4
УК-3.1 ОПК-2.2
2
Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Американская управленческая культура 2. Японская управленческая культура 3. Европейская управленческая культура 4. Советская управленческая культура
0
 
1.5
Механизмы групповой динамики в организации /Ср/
6
УК-3.1 ОПК-2.2
2
Подготовка к тестированию по вопросам: Сущность групповой динамики. Процессы и явления групповой динамики: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование (выработка групповых мнений, правил, ценностей и др.); формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения; конфликты и др. Групповые феномены в организации Стадии развития коллектива организации: возникновение, формирование, стабилизация, совершенствование или распад.
0
 
 
Раздел 2. Психология личности руководителя
0
 
стр. 6
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
2.1
Структура управленческой деятельности /Лек/
2
УК-3.1 ОПК-2.2
2
Отношения в организации – предмет труда руководителя. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования. Организационная культура как социально-психологическая проблема. Факторы результативности деятельности руководителя. Руководство и лидерство как социальные феномены (интерактивная). Понятие о руководстве, управлении  и лидерстве. Стили руководства. Индивидуальный стиль управления. Социальные роли руководителя.
0
 
2.2
Структура управленческой деятельности /Ср/
6
УК-3.1 ОПК-2.2
2
Подготовка к тестированию по вопросам: Отношения в организации – предмет труда руководителя. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования. Организационная культура как социально-психологическая проблема. Факторы результативности деятельности руководителя. Руководство и лидерство как социальные феномены (интерактивная). Понятие о руководстве, управлении  и лидерстве. Стили руководства. Индивидуальный стиль управления. Социальные роли руководителя.
0
 
2.3
Личность руководителя /Пр/
2
УК-3.1 УК-3.4 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
Вопросы для рассмотрения: 1.Личность руководителя и ее основные характеристики 2. Функции и структура деятельности руководителя 3. Соотношение власти и авторитета 4. Понятие управленческого стиля
0
 
2.4
Личность руководителя /Ср/
4
УК-3.1 УК-3.4 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1.Личность руководителя и ее основные характеристики 2. Функции и структура деятельности руководителя 3. Соотношение власти и авторитета 4. Понятие управленческого стиля
0
 
2.5
Функции управления  /Пр/
2
ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
Деловая игра Вопросы для рассмотрения: 1. «Круг менеджмента» 2. Планирование как функция управления 3. Организация и мотивация как функции управления 4. Контроль как функция управления
0
 
2.6
Функции управления  /Ср/
4
ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
Подготовка к деловой игре Вопросы для рассмотрения: «Круг менеджмента» Планирование как функция управления Организация и мотивация как функции управления Контроль как функция управления
0
 
стр. 7
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
2.7
Общее руководство и правила принятия управленческих решений /Ср/
4
УК-3.1 УК-3.4 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
Выполнение контрольной работы по вопросам: 1. Специфика управленческого решения. 2. Виды управленческих задач. 3. Основные этапы подготовки и реализации управленческих решений. 4. Коллективные формы выработки управленческих решений.
0
 
2.8
Управленческое общение в деятельности руководителя /Ср/
4
УК-3.2 УК-3.4 УК-3.5
2
Выполнение контрольной работы по тематике: Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения. Проблемы межличностного восприятия в управленческом ощени. Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений. Типология управленческих решений. Уровни организации управленческих решений. Факторы, влияющие  на процесс  принятия решений. Этапы принятия решений. Социальная ответственность менеджера.
0
 
2.9
Группа как объект управления /Ср/
4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.4 УК-3.5
2
Выполнение контрольной работы по тематике: Понятие группы и организации в психологии управления. Структура и потенциал социальной организации. Личность и малые группы в организации. Социально-психологический климат организации (интерактивная). Понятие социально-психологического климата. Способы взаимодействия в коллективе. Влияние лидера на социально-психологический климат коллектива. Управление социально-психологическим климатом организации.
0
 
2.10
Психология управления поведением и деятельностью подчинённого /Ср/
4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.4 УК-3.5
2
Выполнение контрольной работы по тематике: Характеристика процесса адаптации подчинённого к условиям организации. Виды адаптации. Характеристика социально-психологической адаптации. Система регуляции поведения и деятельности личности. Регуляторы поведения и деятельности подчиненного. Приемы и методы социальной регуляции. Роль организационных ценностей, ритуалов, традиций в регуляции поведения и деятельности подчиненного
0
 
 
Раздел 3. Психология личности подчиненного и группы
0
 
стр. 8
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
3.1
Личность работника как объект управления /Ср/
4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.4
3
Выполнение контрольной работы по тематике: 1. Человек как управляемая система. 2. Личность и ее социальные роли. 3.Социальные нормы как регуляторы поведения личности в группе
0
 
3.2
Этапы развития коллектива организации /Ср/
4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.4
3
Выполнение контрольной работы по вопросам: 1. Особенности формирования коллектива. 2. Особенности управления коллективом на разных этапах его развития
0
 
3.3
Способы оптимизации социально-психологического климата коллектива /Пр/
2
УК-3.5 УК-3.7
3
Деловая игра Вопросы для рассмотрения: 1. Виды отношений в группе. 2. Формы воздействия людей друг на друга. 3. Совместимость людей в группе. 4. Лидерство в группе. 5. Факторы, влияющие на социально-психологический климат. 6. Показатели психологического климата и их определение
0
 
3.4
Способы оптимизации социально-психологического климата коллектива /Ср/
4
УК-3.5 УК-3.7
3
Подготовка к деловой игре Вопросы для рассмотрения: 1. Виды отношений в группе. 2. Формы воздействия людей друг на друга. 3. Совместимость людей в группе. 4. Лидерство в группе. 5. Факторы, влияющие на социально-психологический климат. 6. Показатели психологического климата и их определение
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1.  Тестирование

Примерные тестовые задания

Обведите буквы правильных ответов

1. Что характеризует советскую управленческую культуру?

а) управленцы целенаправленно проводятся через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, овладевая искусством управления;

б) управление рассматривается как специализированный вид деятельности, требующий специального образования;

в) для этой культуры характерна гибкость, умение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, готовность пойти на нестандартные решения.

2.  Как соотносятся между собой понятия «управление» и «руководство»?

     а) эти понятия тождественны;

     б) управление является более широким понятием;

     в) руководство является более широким понятием;

     г) эти понятия не имеют ничего общего.

2. Контрольная работа

Примерное задание контрольной работы

Тема: Личность руководителя. Индивидуальные стили управления. 1. Социально-психологический портрет личности руководителя. 2. Типология стилей управления.

Методические рекомендации

В рамках данной темы необходимо рассмотреть социально-психологические характеристики личности руководителя. Представления руководителя о самом себе. Понятия «я-концепция», «самооценка», социальная ориентация руководителя. Авторитет руководителя. Психологический (моральный, функциональный) и формальный (должностной) авторитет.

Также тема контрольной работы предполагает изучение личностных качеств успешного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, готовность к риску, ответственность и надежность, эмпатия, коммуникативная компетентность. Типология руководителей и стилей управления: авторитарный, демократический, либеральный.

 
стр. 9
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
3. Деловая игра

Пример деловой игры

Кораблекрушение

Цели занятия: исследование процесса принятия решения группой, обучение эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, коррекция индивидуальной организаторской деятельности.

Время: 1,5 часа.

Материалы: копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши.

Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

Инструкция: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь примерно на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не повреждены после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять рублевых банкнот.

Ваша задача — классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас, После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее чем на 40 баллов.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

Тестирование  - min - 10 б.; max - 15 б.

Контрольная работа  - min - 20 б.; max - 30 б.

Деловая игра - min - 10 б.; max - 15 б.

ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Жолдак В. И.
Основы менеджмента: учеб. пособие для студентов и слушателей курсов повышения квалификации
Малаховка: [б. и.], 1994
11
 
Л1.2
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента: пер. с англ.
Москва: Дело, 1993
1
 
Л1.3
Удалова И. Б., Удалова Н. М., Машинская Е. А.
Менеджмент в туристской индустрии: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2021
1
https://www.iprbookshop.ru/102274
 
Л1.4
Шабашова Л. А.
Менеджмент в туристской индустрии: учеб. пособие для студентов вузов
Симферополь: АНО "ООВО УЭУ", 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/86406
 
Л1.5
Козлов В. В.
Психология управления: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Вузов. образование, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/18337
 
Л1.6
Чудновский А. Д., Королев Н. В., Гаврилова Е. А., Жукова М. А., Зайцева Н. А.
Менеджмент туризма: учеб. для студентов вузов
Москва: Федерал. Агентство по туризму, 2014
0
 
Л1.7
Удалова И. Б., Удалова Н. М., Машинская Е. А.
Менеджмент в туристской индустрии: учеб. пособие для бакалавров
Москва: Дашков и К°, 2014
0
 
Л1.8
Коробко В. И.
Теория управления: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 10
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Шаповалов В. И., Попов Д. А.
Теоретико-методологические основы психологии менеджмента: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/58321
 
Л2.2
Трусь А. А.
Психология управления. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов
Минск: Вышэйш. шк., 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/48016
 
Л2.3
Карымова О. С., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Бендас Т. В.
Психология управления в организации: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/54148
 
Л2.4
Трусь А. А.
Психология управления: учеб. пособие для студентов вузов
Минск: Вышэйш. шк., 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/35535
 
Л2.5
Захарова Л. Н.
Психология управления: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Логос, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/51639
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФ : lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
официальный сайт вуза : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики